В Казани через две недели пройдёт этап чемпионата по авиагонка Red Bull Air Race. Кто не знает, это такое соревнование на спортивных самолётах, очень зрелищное:
https://youtu.be/fObqACgLhqM. Контракт на проведение этапа подписали на три года. Основным партнёром выступила компания с не очень трезвым названием «Татспиртпром».
Отличная новость. Особенно на фоне того, что в Казани в прошлом году угрохали кучу денег на футбольный клуб «Рубин», который в итоге с дорогими игроками и испанским тренером ничего не выиграл и не попал в еврокубки. Если выбирать между техническими видами спорта и футболом, то в России надо развивать, конечно, технические виды спорта. Если кто-нибудь вместо футбола профинансирует участие россиянина в Red Bull Air Race (говорят, что такие планы, раньше российский пилот в чемпионате уже был) – это будет очень хорошо.
Россия – космическая держава с инженерными традициями. То, что отечественный пилот (или команда) до сих пор не стал чемпионом, например, автомобильной Формулы-1 – это следствие того, что в СССР не было частного бизнеса и открытых границ. Построить ракету ещё как-то можно в изоляции, но участвовать в международных технических соревнованиях – нет. Хотя когда-то, полвека назад, в СССР построить болид для Ф-1 пытались. В соцстранах не было профессиональных спортсменов, и если бы советский пилот хорошо себя зарекомендовал, он бы не смог легально перейти в лучшую команду Ф-1.
Технические виды спорта – союз спортсменов, инженеров и бизнесменов. Да, бедный человек не может стать чемпионом Формулы-1. Но он может стать инженером и работать над тем, чтобы машина стала чемпионской. Популярность технических видов спорта – польза для общества. Футбол – очень крутой социальный лифт для бедных, но обществу этот социальный лифт мало что приносит. Чтобы ребёнок стал футболистом, семья должна купить ему мяч, бутсы и устроить в спортшколу. Чтобы он стал пилотом (авто, самолёта, да хоть саней), ему надо не только форму купить, но и вложить в него деньги (предварительно их заработав, раз мы же живём при капитализме, значит, надо частный бизнес развивать). Сам ребёнок ещё и физику с математикой должен будет изучить. ВВП больше растёт во втором случае.
Если не получилось стать чемпионом. Юный футболист-неудачник может и здоров, но мало что умеет. А юный пилот имеет хороший вестибулярный аппарат, технические знания – может и космонавтом стать, мирным героем России. Просмотр тех же гонок Формулы-1 – это развитие хорошего вкуса. На футбольных стадионах ребёнок научится скандировать «Еб*ть Спартак!» и тайно проносить алкоголь – для развития личности так себе знания. Лучше бы изучал стратегии смены типов шин и траектории прохода поворотов. В конце концов, подруги известных автогонщиков выглядят намного стильнее и культурнее, чем безвкусные подруги футболистов, что о многом говорит.
Вообще идеальным техническим видом спорта для развития России сейчас выглядит велоспорт. Тут и развитие технологий, и физические нагрузки, и обустройство дорог, и относительная дешевизна. К тому же для проведения престижного велотура международного уровня не получится только построить стадион в большом городе и отремонтировать аэропорт. Тут нужно будет обустроить сотни километров дорог и привести в порядок, всё, что их окружает. И следить за порядком придётся ежегодно. Простым людям это принесёт больше пользы, чем пинание мяча миллионерами на многотысячных аренах.
Большой минус технических видов спорта – по ним сильнее бьёт экономический кризис. Вот сейчас чемпион ралли-рейда «Дакар» в классе квадроциклом Сергей Карякин не смог найти денег на участие в гонке в следующем году. Малый бизнес хотел бы помочь, но у него денег нет, а на большой бизнес у гонщика нет прямого выхода. Пока он не смог оплатить даже вступительный взнос (
https://vk.com/wall261229151_10042), а это всего лишь 1,5 миллиона рублей – многие российские футболисты на скамейке запасных в месяц зарабатывают больше. И при этом их никогда не покажут сотни телеканалов мира.