🛬
Посадка А300: два времени в одном фото 🇮🇳
—
Здравствуйте, любители самолётов и истории авиации. Это поздняя воскресная рубрика #RetroSunday
Как вы уже догадались по фото внизу поста, речь пойдет об интересном самолёте, первенце Airbus —
A300. На этой неделе с момента его первого полета прошло 48 лет - он выполнил его
28 октября 1972 года.На фото лайнер А300 приземляется где-то в Индии.
Для начала поговорим немного об истории великого европейского концерна.
Она началась в начале 60х, когда стало понятно, что старые американские самолёты нужно было заменять, британские самолёты популярными не станут, каравеллы - далеко не предел совершенства, и далеко порознь не уйдешь.
Было решено некоторым европейским производителям объединиться в один концерн, но в первый раз дальше громких заявлений политиков дело не пошло.
Наконец, в 1967 году британская
Hawker Siddeley, французские
Breguet, Sud Aviation, Aerospatiale и немецкая
Arbeitsgemeinschaft Airbus (впоследствии переименованная в
Deutsche Airbus) объединились воедино, а концерн назвали.....Airbus. Дело а том, что в то время слово Airbus являлось скорее авиационным жаргонизмом, чем солидным названием. По сути, Airbus в переводе с английского - воздушный автобус.
Но теперь почти все авиакомпании хотят иметь у себя в парке этот воздушный автобус. Так в чем же его секрет успеха?
После официального основания
18 февраля 1970 года, все участники новоиспеченной компании активно принялись за создание нового самолёта. Акции распределили так:
По 36,5% ушло Aerospatiale и Deutsche Airbus, 20% осталось за Hawker Siddeley и 7% взяли Fokker. В 1971м в концерн присоединилась испанская CASA.
Решили делать 300-местный лайнер, назвали, соответственно,
А300. Но когда политики замолчали, инженеры поняли, что при текущих технологиях и двигателях (главная фишка А300 — два двигателя, они не тянули бы) невозможно сделать такой огромный самолёт.
Фюзеляж укоротили на 5 метров, новый лайнер вмещал уже 250 пассажиров, но индекс не стали менять.
Почему сразу решили создавать такой большой самолёт? Все довольно просто. В то время ниша дальнемагистральных широкофюзеляжных лайнеров на 200-350 мест не была занята, летали в основном большие трёхдвигательные L-1011 и DC-10.
При производстве использовали композитные материалы, что облегчало конструкцию.
Результатом всех работ стал
Airbus A300B1, взлетевший в
1972м. Но характеристики никого не впечатлили, было сделано всего два лайнера.
А300В2 летал чуть дальше и был чуть лучше. Его заказали Air France и Lufthansa. После исполнения их заказов производство модификации чуть не закрыли, но рекламная кампания в тихоокеанском и американском регионах повлияла на продажи.
A300B4 летал далеко, это была одна из самых популярных версий лайнера.
А300В10 - проект, переросший в
А310 - чуть меньший лайнер, летавший на дальние расстояния.
И, наконец, самая популярная версия А300 —
А300-600. В ней злые инженеры выкинули бедного бортинженера из кабины на улицу, увеличили крыло, поставили дополнительный топливный бак. Именно поэтому большинство грузовых А300-600 эксплуатируется сейчас — из-за размеров фюзеляжа самолёт мог вмещать стандартные грузовые контейнеры.
A300-600ST (Super Transporter) - Airbus Beluga - самолёт, перевозящий детали лайнеров между заводами Airbus.
Благодаря своей экономичности (А300 сжигал на
30% меньше топлива по сравнению с L-1011) лайнер оказался очень популярен. Всего был выпущен
561 самолёт семейства. Последний А300-600R был построен в
2006 году для FedEx.
К сожалению, мы не смогли распознать бортовой номер самолёта на фотографии.
А300 будет летать ещё долго, главное — успеть его снять.
Прошлый пост рубрики
—
Медиа: historical airplanes