Этот день в истории. Захват ТУ-104 в Ленинграде
23 апреля 1974 года Борт 42502 состоящий из 6 членов экипажа выполнял рейс из Ленинграда в Москву.
На борту присутствовал 51 пассажир, среди которых 1 ребенок. Спустя несколько минут после взлета, когда самолет поднялся на высоту 7800 метров, один из пассажиров, 47-летний Иван Бидюк, сидевший в 13-м ряду, попросил пересадить его ближе к носу самолета.
Оказавшись рядом с кабиной, он снова подозвал стюардессу и протянул ей письмо, велев передать его экипажу. Пилот увидев сработавший сигнал "вызывает бортпроводник" отправил бортмеханика узнать причину вызова. Вернувшись с письмом борт механик передал запечатанное письмо командиру судна.
В письме на 4 листах было требование направить самолет в Швецию:
"Для чтения 5 минут! Командиру и экипажу самолёта. Уважаемые лётчики! Прошу Вас направить самолёт в Швецию, аэродром Стокгольм. Правильное понимание моей просьбы сохранит Вашу жизнь и мою, а за это будут отвечать те, кто своими злодеяниями вынудил меня пойти на этот поступок. После благополучной посадки, я возможно возвращусь на Родину, но только после личной беседы с представителями высшей власти СССР. В руках у меня вы видите оружие. Этот снаряд содержит в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, применяемой в шахтах, что значит этот заряд в действии, разъяснять вам не надо. Поэтому не обходите мою просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет кончаться крушением самолёта. В этом твёрдо убедите себя сами, ибо у меня все изучено, рассчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом положении и провокации будет взорван без предупреждения…
Я много лет испытываю на своей шкуре когти кровожадных сверхзверей и в противном случае смерть для меня не печаль, а убежище от хищных, алчущих моей жизни зверей…"
Связавшись с аэропортом, принято решение вернуться в Ленинграде в аэропорт Пулково.
Командир передал бортмеханику табельное оружие, чтобы тот попытался обезвредить преступника, а сам со вторым пилотом выполнил разворот и начал выполнять снижение; штурман при этом занял позицию у входной двери в кабину.
Бомба, которую Бидюк держал в руках, имела механизм обратного действия, то есть срабатывала при отпускании кнопки, при этом Бидюк усердно пытался проникнуть в кабину.
В сложившейся ситуации бортмеханик не мог его обезвредить и начал уговаривать, что самолёт уже направляется в Швецию.
При посадке, чтобы не выдать, что самолет вернулся Ленинград, шасси стали выпускать лишь на высоте 150 метров.
Услышав характерный шум и увидев в иллюминаторы аэродром, преступник понял, что его обманули и сразу активировал бомбу.
Взрывом пробило перегородку кабины, а также вырвало входную дверь. Оторванной балкой пола заклинило рули высоты, а также была повреждена гидросистема. Последнее привело к тому, что передняя стойка шасси не успела зафиксироваться.
Также авиалайнер начал опускать нос, но неимоверными усилиями пилотов был быстро выровнен. Незафиксированная передняя стойка сложилась, и фюзеляж носом опустился на полосу и заскользил по бетону.
В носовой части возникло задымление, поэтому пассажиры в панике побежали к хвостовой двери, но стюардессы оттеснили их, поскольку хвостовой выход из-за наклона самолёта оказался в 7 метрах над землёй, и направили к переднему выходу.
В результате взрыва погибли два человека: бортмеханик Грязнов и террорист Бидюк.