Флайтшейминг – понятие, которое популяризировала Грета Тунберг (помните такую?) и означающее ощущение стыда, которое должен испытывать пассажир, выбравший в качестве средства передвижения самолет, а не более экологичный транспорт (поезд, яхта, лошадка, пешком). Чтобы вы ощутили немного флайтшейминга, сообщим, что ваш полет в Сочи и обратно приводит к выбросу около 230 кг СО2 (на семью из двоих взрослых и двоих детей – почти тонна). Авиация ответственна всего за 2% выбросов СО2 (правда, остальные транспортные средства – примерно на порядок больше), но в отношении неё вводятся ограничительные меры, например, программа CORSIA, в соответствии с которой с 2027 г. авиакомпании начнут платить за превышение определенного уровня выбросов СО2.
Авиационная отрасль, еще до того, как она оказалась в нынешнем, полуобморочном состоянии, реагировала повышением топливной эффективности самолетов и двигателей и исследованиями в области альтернативного топлива. Одним из перспективных направлений декарбонизации стали изыскания в отношении водородных двигателей – их внедрение, прежде всего на региональных и ближнемагистральных рейсах, позволит снизить воздействие климатическое воздействие в 2-4 раза по сравнению с нынешними уровнями. Сложность технической задачи не позволяет надеяться на появление коммерческих самолетов такого типа
до 2050 г.Осталось заметить, что новое – хорошо забытое старое. Тому подтверждение - экспериментальный самолет Ту-155, поднятый КБ им. Туполева в конце 1980-х гг. и использовавший качестве топлива именно водород.