Опасный груз29 апреля 2013 года грузовой Boeing 747-428BCF авиакомпании National Airlines выполнял рейс из великобританской военной базы в Афганистане Кэмп Бастион в Дубай, с промежуточной посадкой на американской военной базе в афганском Баграме. На борту находилось семь членов экипажа.
Самолёт перевозил пять специальных защищённых от подрыва и атак из засад бронемашин. Две их них были 12-тонными вездеходами MRAP (M-ATV), другие три 18-тонными Cougars. Сразу пять таких бронеавтомобилей авиакомпания перевозила впервые. Стандартные крепления в грузовом отсеке Боинга не подходили для данного груза. Поэтому автомобили закрепили на специальных двигающихся паллетах, которые в свою очередь зафиксировали на палубе при помощи строп.
Первая часть рейса прошла без происшествий и самолёт сел в Баграме для дозаправки. Однако, после посадки пилоты активно обсуждали сдвиг груза во время полёта. Они говорили об одном порванном стропе, ослаблении натяжения других и необходимости их подтянуть. Мастер по погрузке сообщил, что груз сдвинулся на пару дюймов. Капитан ответил, что ему это не нравится. Но больше к теме крепления груза они не возвращались.
После дозаправки самолёт направился на полосу и приступил к взлёту. В первые секунды всё было нормально. То что произошло дальше запечатлел видеорегистратор проезжавшего неподалёку автомобиля. На записи видно как самолёт круто набирает высоту, затем замедляется, кренится вправо и начинает падать. В этот момент слышен рёв двигателей, перешедших на максимальный режим.
Далее Боинг, накренившись вправо, несется вниз, начинает выравниваться и плашмя падает на землю. Происходит взрыв и пламя вперемешку с черными клубами дыма взмывает вверх. Самолёт рухнул в 200 метрах от торца ВПП. Максимальная высота, которую он успел набрать, составляла около 400 метров. Все, кто находился на борту, погибли.
Следствие установило, что вероятнее всего катастрофа произошла из-за резкого смещения как минимум одного бронеавтомобиля в хвостовую часть. Там он повредил гидравлическую систему и винтовой домкрат обоих горизонтальных стабилизаторов, переведя их в крайнее положение. Это сделало самолёт неуправляемым.
Автомобиль сорвался с креплений потому что был неправильно зафиксирован. Неправильно зафиксирован он был из-за несовершенства процедур по закреплению нестандартных грузов, применяющихся в авиакомпании. Также, как фактор катастрофы следствие отметило недостаточный надзор со стороны Федерального управления гражданской авиации за деятельность авиакомпании National Airlines по перевозке специальных грузов.
Прикрепляю видео момента катастрофы