В Иркутском институте химии им А.Е. Фаворского СО РАН у группы учёных "уводят" выигранный грант на сумму 25 000 евро. Публикую краткую версию истории с согласия автора проекта, Бориса Сухова, подробности можно найти в постах и комментариях на его
странице на Фейсбуке.
Итак, в 2020 году коллектив под руководством Б.Г. Сухова, работавший в Иркутском институте химии СО РАН, выиграл грант компании Байер на разработку наноструктурированного средства, потенциально позволяющего одновременно проводить диагностику и терапию раковых опухолей мозга. Естественно, идея и программа исследований были разработаны Суховым и его коллективом.
После победы в конкурсе грантов ученый попал на долгий больничный и, с ведома и согласия компании Байер, отложил заключение договора на 2021 год. В это время директор института, А.В. Иванов, проявил неожиданную активность с явным намерением возглавить чужой проект. Из-за неприятной обстановки Б.Г. Сухов, вновь с ведома и согласия фирмы Байер, решил перейти на работу в новосибирский Институт химической кинетики и горения им. В.В. Воеводского СО РАН вместе со своей командой и выполнить проект уже на новом месте. Произошло мирное (казалось бы) расставание.
Внезапно А.В. Иванов меняет позицию, заявляет о претензиях на проект и даёт фирме Байер гарантии выполнения работ в иркутском институте. Более того, угрожает судом и тюрьмой Б.Сухову, если тот не откажется от своего проекта. Несмотря на претензии автора по поводу грубого нарушения интеллектуальных прав на идею и программу исследований, компания Байер вначале неопределенно отговаривается, а затем заключает соглашение с Иркутским институтом химии, где уже не работают ни автор, ни команда проекта.
Насколько можно судить, в настоящий момент учёные находятся в замешательстве. С одной стороны, юридическая сторона дела непроста и, по-видимому, ей ещё не занимались всерьез. С другой стороны, очевидно, что в исследовательском проекте базовая идея и программа представляют безусловную (если не главную) ценность и их "заимствование" без согласия автора противоречит любым мыслимым представлениям о научной этике.
Будем следить за развитием событий.