19 ноября в российский прокат выходит новый фильм Гаспара Ноэ
Вечный свет. В нем один из главных провокаторов мирового кино снова экспериментирует с цветом, светом, графикой и титрами. A-One Films попросили креативного директора школы
Диму Родионова проанализировать визуальный стиль режиссера. Скоро мы покажем видеоразбор, а пока перевели
интервью High Snobiety с креативным директором фильмов Ноэ Томом Каном.
Специалист по типографике, Кан вывел на новый уровень опыт просмотра титров для фильма, когда создал открывающие кадры «
Входа в пустоту»
Гаспара Ноэ.
Психоделические кадры с городскими пейзажами Токио под техно и мерцающий свет заслужили похвалу режиссеров Квентина Тарантино и Дэвида Финчера. Последний описал двухминутный блиц как «удар отбойным молотком по лбу».
●
Расскажи о своем бэкграунде.
Первое влияние, которое я испытал на себе, когда был подростком, — граффити, особенно книга Subway Art (1986) Генри Чэлфанта и Марты Купер. Я начал заниматься граффити в школе, но в то время зарабатывать им было невозможно, поэтому я решил пойти в арт-школу. Там я и начал создавать обложки альбомов.
●
Каким был твой первый опыт работы с Гаспаром Ноэ?
Впервые, когда он показал мне комнату монтажа, я был поражен. У него есть свой экран и редактор, но еще на стенах висят принты десятков постеров из 80-х, 70-х, 60-х. И мы стали их обсуждать: «Да, мне нравится вот этот шрифт. О, вот эта надпись супер». У него уже на тот момент была идея смешивания шрифтов для титров.
● Как вы нашли идею для визуала?
После того как мы посмотрели сырой монтаж Enter the Void и увидели краски и спокойствие Токио, мы начали говорить о неоне. И, конечно, о визуальных ощущениях от приема наркотиков. Это было что-то вроде: «Хорошо, давайте сделаем что-нибудь вокруг этого». Но я как креативный директор думал: «Одного неона недостаточно. Что мы можем сделать, чтобы имитировать чувство от приема наркотиков?»
У меня появилась идея о постоянстве зрения, когда, например, вы видите белый шрифт на черном фоне, а затем смотрите на белый фон, и вы все еще можете видеть шрифт. Я попытался использовать этот эффект — и он сработал.
Я начал работать в Photoshop и сделал первую версию — думаю, это был Final Cut или iMovie — в общем что-то очень простое. Несколько недель спустя я показал ее Гаспару. Помню, что это были последние 32 секунды вступительных титров, где мелькает извивающийся текст, когда он сказал: «Вау, это хорошо».
●
Сколько времени ушло на создание титров?
У нас было восемь дизайнов в секунду и, думаю, в целом, 72 секунды со всеми шрифтами. А перед этим имена всей съемочной команды. Восемь дизайнов в секунду — это много, я работал около шести месяцев, чтобы все закончить.
Там нет никаких спецэффектов. Я делаю все с помощью монтажа. То, что вы видите, когда смотрите начальные титры, — это все кадр за кадром, без затемнений. Это дает такой мерцающий эффект.
Шрифт был разработан немецким художником Торстеном Флейшем. Когда вы видите заголовок «Enter the Void» со всеми этими впечатляющими эффектами вокруг букв, все происходит по-настоящему. Он вырезал буквы в металле и положил на фотобумагу, а затем подал электричество.
●
Открывающие титры получили не меньше похвалы и внимания, чем сам фильм. Какие отзывы тебе приходили?
Я думаю, что вступительные титры сильно повлияли на современный дизайн. Когда я смотрю многие музыкальные видео, моушн-графику или даже дизайн в Instagram, там часто встречается этот эффект. И я думаю, что это все — производные этих титров.
Когда Квентин Тарантино в 2010 году составил список своих любимых фильмов, он дал единственный комментарий про No. 10, Enter the Void: «Несомненно, лучшие титры года… Возможно, даже десятилетия. Одни из величайших в истории кино».