Геннадий М
Два года назад я назвал проект “Закона о цифровых финансовых активах” - законом о запрете криптовалюты. В очередной редакции закона, поступившей в распоряжение журналистов, есть уже не только запрет, но и уголовная ответственность.
Краткое резюме. В случае принятия данный закон нарушает права на имущество законопослушных граждан, обозначенных во Всеобщей Декларации прав человека, принятой в ООН в 1948 году.
Закон лишает граждан возможности распоряжаться результатами своего труда, зарабатывать и заниматься бизнесом. По закону все оборудование для майнинга, ввезенное на территорию РФ ранее, до принятия Закона подлежит конфискации. Государство теряет возможность пополнять бюджет налоговыми поступлениями от деятельности в области криптовалют. Требование о декларации криптовалют - противоречит всем имеющимся в России законам. Если у меня в кошельке есть наличные деньги, я не обязан их декларировать.
Уголовная ответственность за хранение, обмен или майнинг криптовалюты для физических лиц не предусмотрена в случае если сумма намайненного или обмена не превысила на момент написания статьи 3,5 BTC.
Она наступает за организацию торговли, оборота либо обмена с использованием сайтов и других информационных систем, расположенных в Российской Федерации. Уголовное наказание также последует в случае покупки криптовалюты на территории России за наличные или переводом на счета, открытые в российских банках. За нарушение полагается:
штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или в размере дохода нарушителя от года до двух лет;
либо лишение свободы до четырех лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере дохода до одного года.
Закон прямо запрещает именно utility токены, их эмиссию, и хождение. Но вполне себе допускает торговлю или оборот security токенов, с которыми и борется SEC и другие регуляторы. То есть анонимные криптовалюты, такие как биткоин запрещены, а валюты, имеющие эмитента - допускаются. Но тогда USDT, USDC, имеющие конкретных эмитентов за пределами РФ не подпадают под действие Закона. Другими словами продавать и покупать биткоин нельзя, но обменять его на зарубежной площадке на USDT можно, и продать уже USDT за рубли тоже можно.
Вообще-то все написанное в законе говорит о двух вещах:
Закон готовили местные дилетанты. Обилие путаницы в самих понятиях и избегание самого слова “криптовалюта” говорит о многом. В Законе есть такие понятия как «цифровые права», «цифровая валюта» и «цифровые активы», при том что за торговлю одними предлагают сажать на 7 лет, а другими активно пользоваться.
Это попытка имплементации требований FATF к обороту криптовалют с учетом национальных кодексов РФ, проведенная местными дилетантами, из ЦБ РФ, Госдумы, Сколково и под общим руководством Минэкономразвития и участии спецпредставителя Президента по цифровому развитию Дмитрия Николаевича Пескова.