Size: a a a

Капитан Арктика

2020 February 25
Капитан Арктика
Белорусский фронт тов. Орлова

С арктическими проектами у Союзного государства не заладилось, но Белоруссия продолжает нащупывать перспективные точки соприкосновения в Арктике. А тов. Орлов, в свою очередь, пытается реанимировать свой рейтинг, оседлав повестку славянского единства.

Глава Архангельской области совершил визит в Белоруссию. Надо признать, момент тов. Орловым был выбран весьма удачно. Сейчас российско-белорусский диалог переживает не лучшие времена, поэтому антирейтинговому главе не самого распиаренного арктического региона, в медийном смысле, удалось сорвать банк. На общем мрачном фоне российского направления белорусским товарищам был нужен какой-то позитив, и тов. Орлов его с удовольствием предоставил. Соответственно, губернатора принял под камеры сам президент Лукашенко, ему дали эфир на канале Беларусь-1 и хорошую прессу.

По итогам поездки были подписаны рабочий протокол и план мероприятий по развитию сотрудничества между Белоруссией и Архангельской областью на 2020-2022 годы. Сделана масса заявлений. Но все они достаточно традиционны. Так, тов. Орлов видит белорусов как поставщиков пищевых и промышленных товаров и строителей новых кварталов для северян, расселяемых из обветшалого жилья, собирается закупать у белорусов автобусы и спецтехнику; в общем, планов громадье.

На всякий случай надо напомнить, что Орлов вряд ли продолжит свою карьеру губернатора Архангельской области в этом году. А как показывает практика, громкие заявления накануне выборов очень редко реализуются в конкретные дела. И Орлову и Лукашенко нужен был пиар. Они его получили. Говорить о реальном сотрудничестве очень и очень преждевременно.
источник
2020 February 26
Капитан Арктика
Топливная подножка

«Мировое сообщество» в лице ИМО продолжает давить по вопросу использования судового остаточного топлива (СОТ) в высоких широтах. Данный вид топлива представляет собой густой и тяжелый нефтепродукт, получаемый путем смешения остаточных нефтепродуктов, а также дизельных фракций. Рабочая группа Подкомитета по предотвращению и ликвидации загрязнений ИМО согласовала поправки к конвенции по предотвращению загрязнения нефтью. Эти поправки предполагают ведение запрета на СОТ в Арктике с 2024 года.

Данная мера обещает нанести арктическим перевозкам серьезный удар. Примерно три четверти всего топлива, которое сейчас используется в полярном судоходстве мира, – это как раз флотский мазут (он же СОТ). Особенно остро его ощутит наша страна – преобладающая часть судов на СОТ работает в России, и при этом арктические перевозки играют несравненно более важную роль в жизни страны, чем у прочих северных государств.

Чтобы смягчить экономические и логистические последствия запрета, для ряда типов судов сделаны исключения: так, суда с двойным корпусом смогут работать на СОТ до 2029 года. Помимо этого, арктические страны с выходом к Северному Ледовитому океану получат возможность выдавать спецразрешения на использование СОТ для отдельных судов (также до 2029 года).

Впрочем, это лишь подслащивает пилюлю. Если этот запрет будет введен у нас, стране придется затратить сотни миллионов долларов на модернизацию коммерческого флота. Это, конечно, и так нужно делать – суда у нас в большом проценте не новые. Однако достаточно сжатые сроки ставят успех предприятия под вопрос.

Можно, конечно, воспользоваться лазейками в обновленной конституции и не принимать это требование. Но тогда возникнут репутационные издержки и возрастет вероятность введения новых санкций. В любом случае, этот запрет – попытка сделать подножку в идущей арктической гонке.
источник
2020 February 27
Капитан Арктика
«Востокуголь»: исход из Арктики

На днях Генпрокуратура возбудила административные дела и вынесла представление в отношении ООО «Порт "Вера"», что в Приморском крае. По заявлению прокуратуры компания активно загрязняет воду и воздух угольной пылью. Данная организация принадлежит УК «Востокуголь». Мы не хотим оправдать «Востокуголь» и сказать, что они белые и пушистые. Пылят практически все угольные терминалы.

Тут вопрос в другом. В начале этого года «Востокуголь» заявил, что хочет продать компанию «Арктикуголь», которая должна была дать аж 30 млн тонн к 2024 году на СМП. В прессе даже мелькала сумма сделки и компания Росатом, которая якобы должна была купить «Арктикуголь».

Но похоже, что Росатом появлялся в медийных сводках для отвода глаз. Потенциальным покупателем активов «Востокугля» в Арктике была другая крупная компания, которую не устроила цена за «Арктикуголь». Как следствие, «Востокуголь» начал испытывать проблемы с Генпрокуратурой. Скорее всего, тов. Босов намёк услышит, и цена за «Арктикуголь» снизится.

В Арктике должны работать только проверенные компании проверенных людей, такие как Росатом, «Роснефть» или «Газпром».

Ну, а сегодня, тов. Новак заявил, что объем государственных инвестиций в угольные центры добычи (в т.ч. и в Арктике) к 2025 году составит более 1 трлн рублей, к 2035 году — 2,5-3,5 трлн рублей.
источник
2020 February 28
Капитан Арктика
Петербург: в Арктику за счёт общественников

На неделе из густого питерского тумана вновь показался Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики. Это учреждение решило напомнить о себе, проведя в Торгово-промышленной палате круглый стол по СМП (!) и на следующий день подписав соглашение о сотрудничестве с ПОРА  (гибридная полуобщественная структура, вовлеченная в арктическую повестку).

Комитет все пытается «оседлать» арктическую тему. С одной стороны, собирает абсолютно невнятное мероприятие по Севморпути, где звучат совершенно абстрактные декларации, а с другой —подписывает соглашение с общественниками.

Про круглый стол даже говорить не будем. Пытаться сделать из Питера центр СМП руками комитета вряд ли получится. А вице-губернатору тов. Батанову после того, как у него отрезали полномочия в пользу тов. Соколова, видимо, больше нечем заняться. Вот он и ударился в Арктику, не выучив даже толком матчасть.

С реальными делами у Комитета пока так и не задалось. Мало того, в последнее время из Комитета пошел отток сотрудников, так теперь Комитет пытается подтащить к своей деятельности непонятные общественные структуры, с помощью которых пытается «вынырнуть» на федеральный уровень и прислониться к проектам Миндаля.

При этом ПОРА явно не та структура, которая способна спасти арктический комитет Питера. У ребят из Поры, скорее всего, есть свои узкие задачи, которые они решают за счет комитета. Эти общественники накрывают сетью своего присутствия все точки, как-то связанные с АЗ РФ. Но мы не думаем, что у покровителей ПОРЫ из госструктур и нефтегаза есть цель «выручить» питерский комитет.
источник
2020 February 29
Капитан Арктика
Куда ушли арктические деньги

В Миндале сообщают, что грядет перекройка госпрограммы развития Арктики-2035 в части финансирования. Если коротко, деньги из нее забирают и передают в отраслевые программы.

Пока из программы ушли только средства на первые три года, с 2020 по 2022: было 50 млрд рублей, осталось около 360 млн, которые пойдут на администрирование процесса создания опорных зон и субсидии Агентству по развитию человеческого капитала. В свете этой перестановки, вызванной, по словам Миндаля, подгонкой под структуру федерального бюджета, вполне возможна и последующая передача остальных 140 млрд по отраслевым документам.

И все бы ничего — суммы вроде как остаются теми же и на те же нужды. Но эта история убивает на корню всю идею новой госпрограммы — сосредоточить средства «под одной крышей» и применять их комплексно, по единому плану и под единым же руководством, без растаскивания на отдельные куски, администрируемые разными ведомствами. Широко распиаренное «улучшение», с которым радостно носился Миндаль, таким образом было обнулено, а арктическое планирование сделало полный круг и вернулось в исходную точку.
источник
2020 March 01
Капитан Арктика
Длинный рубль: Страна Советов (1942-1946)

По состоянию на середину 1942 года СССР находился в крайне непростом положении. Дела на фронтах шли неважно — немцы рвались к Кавказу, Ленинград был в тугой петле блокады, огромная часть советской территории находилась под оккупацией. Война шла с напряжением всех сил.

В подобных условиях продолжать щедрую политику развития Севера казалось излишней расточительностью. Поэтому уже с 1 октября 42-го Указом Президиума Верховного Совета СССР отменялось начисление процентных надбавок к зарплате рабочим и служащим и предоставление им других льгот, связанных с работой на Крайнем Севере. Указ, тем не менее, не распространялся на тех, кто уже переехал на Крайний Север — эта категория продолжала работать на прежних условиях.

Но и это послабление оказалось непродолжительным. 12 января 1943 года советское правительство отменило все северные льготы для всех категорий трудящихся, кроме работников Главного управления Северного морского пути, работающих за Полярным кругом: СМП был критически важен для снабжения сражающейся страны, а обеспечение его функционирования было сопряжено с риском для жизни и фактически мало чем отличалось от пребывания на фронте.

Ситуация вновь стала меняться после окончания Великой Отечественной. Как и в предшествующие исторические периоды, после очередного сильного потрясения государство постаралось как можно быстрее вернуться к освоению Севера. Для этого гражданам был предложен новый мотивирующий пакет льгот.

Надо отметить, что в целом он заметно уступал предшествовавшим. По Указу Президиума ВС СССР и Постановлению СНК 1945 года, прежние льготы в районах Крайнего Севера были восстановлены с существенными ограничениями.

Так, рабочие и служащие перестали делиться на две группы по квалификации и занимаемой должности, были отменены льготы по соглашению сторон, была сокращена продолжительность дополнительного «северного» отпуска (до 12 дней в году для лиц с нормированным рабочим днем и до 24 — с ненормированным).

Территория Крайнего Севера была установлена в границах меньше довоенных. Сократился и сам перечень льгот — перестали существовать довоенные преимущества по обучению работника и его детей, льготы по командировкам, льготы по исчислению подоходного налога и т.д. Указом 1945 года было введено новшество, призванное дополнительно привязать работника к местности: льготы предоставлялись только при условии заключения трудового договора на срок не менее трех лет.

Да, это было меньше, чем до 1942-го, но все равно вполне осязаемо по меркам государства, пережившего разрушительную войну. На Севера потянулись новые специалисты.

https://t.me/caparctic/910
Telegram
Капитан Арктика
Длинный рубль: Страна Советов (довоенное время)

Как мы и говорили, руководство России давно поняло, что для того, чтобы привлекать специалистов на Север, их надо мотивировать. Однако система льгот, выстроенная императорским правительством, после революции развалилась.

Как только жизнь страны стала входить в мирное русло, интерес к Крайнему Северу вернулся. 25 июля 1923 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет «О льготах для командируемых на работы в отдаленные местности РСФСР» – первый нормативно-правовой акт РСФСР по северным льготам.

Новая система предусматривала, что все лица, вновь назначенные или переведенные на постоянную работу в отдаленные местности, смогут претендовать на 1) выплату компенсаций в повышенном размере, 2) оплату расходов на проезд к месту прежнего жительства в случае увольнения вследствие болезни или увечья, 3) оплату труда по двойным тарифным ставкам в течение первых трех месяцев и 4) преимущества при увольнении.

Руководителям и «спецам» полагались такие льготы: после трёх лет работы начислялось…
источник
2020 March 02
Капитан Арктика
Бой за шельф: о том как Трутнев переиграл Борисова

Главный по Арктике тов. Трутнев не собирается уступать в вопросе Росшельфа. После достаточно резкого отлупа, полученного законопроектом по Росшельфу в правительстве, «арктический блок» в лице Миндаля перешел в контрнаступление.

Успешное сражение состоялось на пятничном совещании в кабмине, посвященном льготам, где вновь была поднята тема Росшельфа. Минэнерго, Минприроды и, самое главное, «генеральный спонсор» их отрицательной позиции вице-премьер по ТЭК Борисов не избежали предметного разговора по этому важному для тов. Трутнева и потенциально очень денежному вопросу.

Все было разыграно как по нотам. Вспомнили и про прошлогоднее одобрение президента, и про предыдущие согласования. Тов. Борисов услышал целый ряд «мягких» намеков на сложности, которые могут быть организованы ему и его структурам по АЗ РФ и в подвластном тов. Трутневу ДФО.

«Арктические» для виду немного покаялись и самокритично признали за собой мелкие ошибки и недочеты.

В общем, пока поле боя за Трутневым и его командой. Будет ли тов. Борисов брать реванш — посмотрим.
источник
2020 March 03
Капитан Арктика
Арктика: барин рассудит

Еще раз к вопросу конфликта между тт. Борисовым и Трутневым вокруг Росшельфа и ряда других, менее заметных, тем. Почему вообще так происходит?

Проблема тут не только в личных амбициях, да и не в отношениях между упомянутыми товарищами. Проблема в том, что конфликт носит институциональный характер — это конфликт между географическим и отраслевым принципами распределения полномочий.

Вот тот же Росшельф. По плану, он должен участвовать в эксплуатации шельфа. Шельф где? В АЗ РФ. Это к Трутневу. На шельфе что? Нефть и газ. Это к Борисову. Они оба находятся в равном статусе, никто из них не может навязать другому свою волю. А как тогда решить вопросы, по которым возникает такой конфликт интересов? А это к вышестоящей инстанции. То есть, учитывая уровень влияния данных персонажей, вышестоящая инстанция одна — президент. А как он рассудит?

Практика показывает, что единого алгоритма тут нет. Рассудит исходя из целого ряда соображений, не всегда очевидных участникам процесса. В сходных условиях могут приниматься принципиально разные решения. В общем-то, так и выстроена эта система, что без модератора она не работает.

Следовательно:
1) конфликтам по Арктике и северным темам быть и далее;
2) решаться наиболее важные из них будут либо через договоренности со взаимными уступками (реже, т.к. уступать и «делиться» никто не любит), либо этажом выше (чаще).

https://t.me/caparctic/917
Telegram
Капитан Арктика
Бой за шельф: о том как Трутнев переиграл Борисова

Главный по Арктике тов. Трутнев не собирается уступать в вопросе Росшельфа. После достаточно резкого отлупа, полученного законопроектом по Росшельфу в правительстве, «арктический блок» в лице Миндаля перешел в контрнаступление.

Успешное сражение состоялось на пятничном совещании в кабмине, посвященном льготам, где вновь была поднята тема Росшельфа. Минэнерго, Минприроды и, самое главное, «генеральный спонсор» их отрицательной позиции вице-премьер по ТЭК Борисов не избежали предметного разговора по этому важному для тов. Трутнева и потенциально очень денежному вопросу.

Все было разыграно как по нотам. Вспомнили и про прошлогоднее одобрение президента, и про предыдущие согласования. Тов. Борисов услышал целый ряд «мягких» намеков на сложности, которые могут быть организованы ему и его структурам по АЗ РФ и в подвластном тов. Трутневу ДФО.

«Арктические» для виду немного покаялись и самокритично признали за собой мелкие ошибки и недочеты.

В общем, пока поле…
источник
2020 March 04
Капитан Арктика
Прогнозируемый провал на СМП?

Уже некоторое время идет обсуждение проекта транспортной стратегии РФ до 2036 года, подготовленного Минтрансом. Документ пока сырой, но некоторые количественные оценки, приведенные в нем, представляют для нас безусловный интерес.

Согласно базовому сценарию, грузооборот на СМП к 2025 году должен составлять 82 млн тонн. Если учитывать, что, по указу президента, на 80 млн тонн СМП должен выйти к 2024 году, по мысли авторов стратегии, прирост за 2025 год должен составить всего 2 млн тонн. Однако в стратегии есть и консервативный сценарий, по которому все еще хуже — 65 млн тонн к 2025 году. Причем консервативный сценарий в стратегии наиболее проработан. Получается, что в Минтрансе уже сейчас смирились с провалом исполнения президентского указа.

Впрочем, теперь профильным структурам можно не особо-то и переживать по этому поводу: у всех потенциальных «крайних» появились «смягчающие обстоятельства».

Во-первых, коронавирус. Вместе с проседанием экономической активности падает и энергопотребление КНР, снижается китайский импорт сырья и углеводородов. Не факт, что это надолго, но нынешний год точно пройдет под знаком экономических последствий эпидемии. И это тот самый форс-мажор, который позволит, в случае чего, списать на него неудачу с перевозками по СМП.

Во-вторых, транзит власти. Может ведь статься и так, что в результате перекройки системы госуправления к 2024 году спрашивать с Минтранса и Миндаля за срыв выполнения указа будет некому: ключевые институты уже будут называться иначе и иметь другие сочетания полномочий. Процесс транзита — прекрасная возможность «потерять» неудобные поручения.
источник
2020 March 05
Капитан Арктика
Еще один удар по архангельскому порту

Замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики тов. Крутиков считает, что Архангельский порт не конкурентоспособен. Об этом он заявил сегодня в САФУ. При этом замминистра отметил, что вопрос даже не в тарифах, а в качестве сервиса и скорости обслуживания грузоотправителей в порту, которые не выдерживают конкуренции с другими портами в Северном ледовитом океане

Впрочем, тов. Крутиков не стал окончательно добивать все надежды властей Архангельской области на развитие порта, отметив, что при определенных условиях порт может составить достойную конкуренцию другим точкам перевалки груза. Но при каких условиях это может произойти, тов. Крутиков не сказал.

Мы неоднократно писали, что строительство нового глубоководного порта в Архангельске — это утопия. Более того, на сегодняшний момент, даже широко распиаренный  проект логистического комплекса минобороны, который должен был загрузить порт Архангельска, так и не сдвинулся с мертвой точки. И то, что проект застрял — отнюдь не вина Минобороны.
источник
Капитан Арктика
Основы арктической госполитики

Президент утвердил основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года.
источник
Капитан Арктика
Полный текст документа прилагается
источник
2020 March 06
Капитан Арктика
Арктический реванш Архангельска

В ходе своего визита в Архангельск тов. Крутиков много говорил об арктическом образовании. Тема важная, поэтому скажем и мы пару слов.

Согласно сложившейся у нас в АЗ РФ традиции, в рамках любого публичного разговора о высшем заполярном образовании должна прозвучать фраза вида «вуз города N станет центром образования в Арктике». Тов. Крутиков из этой традиции выбиваться не стал и провозгласил таковым центром архангельский САФУ. Однако в этот раз к такому заявлению можно отнестись серьезно.

В отличие от прочих «лидеров арктических компетенций», САФУ действительно является крупным вузом — как мы помним, количество обучающихся в нем примерно равно половине населения Чукотки (для сравнения, в еще одном арктическом университете, мурманском МАГУ, обучается всего чуть больше 4-х тыс. человек). САФУ уже глубоко погружен в арктическую проблематику, притом на уровне, который пока недостижим для других (чего стоит один Арктический плавучий университет). Поэтому тут с тов. Крутиковым мы склонны соглашаться — есть подходящий вуз, «сидящий» на арктической тематике, вот его и надо продвигать в данном амплуа.

В чем конкретно сможет выразиться роль САФУ как вновь провозглашенного образовательного центра АЗ РФ? Во-первых, тов. Крутиков видел бы САФУ в качестве базы для арктического НОЦ (а это, кстати, федеральное финансирование и широчайшие новые возможности). Во-вторых, это подготовка кадров для АЗ РФ. Считается, что до 2035 года в Арктической зоне должно возникнуть не менее 200 тыс. рабочих мест, и их нужно будет заполнить квалифицированным персоналом. В-третьих, это международное сотрудничество. В-четвертых, это участие в реализации Стратегии по АЗРФ до 2035 года в гуманитарном измерении.

В общем, несмотря на то, что основные темы арктической повестки проехали мимо Архангельска, кое-что городу в итоге может перепасть, и это может случиться благодаря САФУ.

Важный момент. Тов. Крутикова надо понимать правильно. Раздавая все эти авансы САФУ, он ждет от последнего не самоуспокоенности, а, наоборот, роста активности. Поэтому наш совет: ковать железо, пока горячо. Все эти плюшки надо брать с боем, а не считать, что они уже в кармане. А то получится как с форумом — думали, можно ехать на русском «авось» до бесконечности и остались без важного мероприятия.
источник
2020 March 07
Капитан Арктика
Не наш Шпицберген

В свежих основах госполитики Шпицбергену уделяется немалое внимание: архипелаг упоминается единожды прямо и несколько раз косвенно.

Так, в качестве одной из основных задач в сфере развития международного сотрудничества (п. 16) указано «в) обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген на условиях равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Норвегией и другими государствами-участниками Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г.»

В свою очередь, согласно п. 8, основными вызовами в сфере обеспечения национальной безопасности в Арктике являются: «а) попытки ряда иностранных государств пересмотреть базовые положения международных договоров, регулирующих хозяйственную и иную деятельность в Арктике, и создать системы национального правового регулирования без учета таких договоров и региональных форматов сотрудничества» и «в) воспрепятствование осуществлению Российской Федерацией законной хозяйственной или иной деятельности в Арктике со стороны иностранных государств и (или) международных организаций».

Как мы понимаем, в первую очередь это касается Шпицбергена, где имеют место успешные попытки Норвегии и пересмотреть положения Парижского договора от 1920 года, внедрить собственные системы национального правового регулирования, и воспрепятствовать осуществлению Россией деятельности на шельфе в пределах «Шпицбергенского квадрата».

За прошедший период Норвегия постепенно выстроила систему управления архипелагом, фактически обнулившую практическую ценность положений Парижского договора. Ее элементы развертывались не в одночасье, а постепенно, десятилетиями, под мерное посапывание отечественной дипломатии. Они не вызывали нашего протеста ни 20, ни 10 лет назад, легитимизируя норвежские поползновения. А теперь, когда мы имеем дело с уже выстроенной системой, что может заставить норвежцев ее пересмотреть? Вопрос риторический.

В 2010 году Россия пошла с Норвегией на мировую по затяжному (более 40 лет!) территориальному спору в Баренцевом море. С такими уступками, на какие мы пошли в отношении Норвегии, мы могли остановить остановить ползучую аннексию архипелага норвежцами. Но получилось совсем плохо: и из буквы, и из духа договора 2010 года явствует, что Россия приняла норвежские национальные механизмы определения шпицбергенских тервод.
источник
2020 March 10
Капитан Арктика
Миндаль и РАН против таяния мерзлоты


Миндаль анонсировал создание плана адаптации Арктики к глобальным климатическим изменениям. По словам арктического зама, тов. Крутикова, в плане должны быть сформулированы как риски, так и решения по мониторингу процессов и адаптации систем к изменениям климата. За помощью в составлении документа министерские обратились к специалистам РАН.

Особое внимание, по понятным причинам, будет уделяться проблеме таяния мерзлоты — это действительно ключевая проблема в смысле масштаба рисков, с которыми мы можем столкнуться в Арктике. Также будут учтены биологические угрозы, угрозы, связанные с лесными пожарами, наводнениями и сокращением биоразнообразия.

Не хочется случайно перехвалить тов. Крутикова, но ни в актуальности, ни в своевременности этой идее не откажешь. Стране действительно нужен некий современный и максимально практически ориентированный план действий на случай кризиса. Надеемся, что по итогу этот план не превратится в обычную бесполезную министерскую бумагу вида «расширить и углУбить».
источник
2020 March 11
Капитан Арктика
Совфед одобрил льготы

Сегодня поправки в Налоговый кодекс по льготам для новых добычных проектов в АЗ РФ успешно прошли Совфед.

Как мы помним, эти поправки предусматривают снижение НДПИ до 5% на 15 лет для компаний, добывающих углеводородное сырье на новых морских месторождениях, расположенных в северной части Охотского моря (на 55-м градусе северной широты или севернее), южной части Баренцева моря (южнее 72-го градуса северной широты), в Печорском и Белом морях, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период после 1 января 2020 года, а также в Японском море.

Также предусматривается предоставление налогового вычета по НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью в границах Красноярского края или частично севернее 67-го градуса северной широты и южнее 69-го градуса северной широты, лицензия на право пользования которыми предоставлена до 1 января 2019 года, в размере фактических расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов инфраструктуры для освоения недр.

Кроме того, нулевая ставка по НДПИ предоставляется при добыче природного газа, используемого для производства СПГ и (или) продукции нефтехимии, произведенной на мощностях, введенных в эксплуатацию после 1 января 2022 года.

Вот практически и все. Теперь законопроекту осталось получить президентскую подпись.
источник
2020 March 12
Капитан Арктика
Глобальные хотелки Новатэка


Не можем пройти мимо недавнего бенефиса тов. Михельсона в Совфеде, организованного в рамках экспертного часа. В своем выступлении перед сенаторами глава Новатэка сделал ряд весьма смелых заявлений.

Главное: тов. Михельсон предложил пересмотреть энергостратегию страны до 2035 года, взяв курс на наращивание доли России на мировом рынке СПГ как минимум до 20%. Для этого придется увеличить экспорт газа более чем вдвое. При этом, согласно предъявленной сенаторам презентации, основной рост, «внезапно», должен прийтись на СПГ.

Так, если в 2019 году Россия продала за границу 260 млрд кубов газа, из которых около 220 пришлось на трубопроводный газ, а порядка 40 — на СПГ, то в идеале, по Михельсону, экспорт газа должен вырасти до 550 млрд кубов в год, из которых 220 млрд м3 будут представлены СПГ. Соответственно, близкая Новатэку отрасль должна будет пережить пяти-шестикратный подъем.

Обеспечивать этот «прорыв» придется за счет арктических недр (прежде всего — Ямала и Гыдана), а также финансовых ресурсов госбюджета, без которого, можно не сомневаться, тут не обойдется примерно никак.

Откуда у нас такая уверенность? А из того же выступления тов. Михельсона. Он совершенно правильно сказал: «развитие ситуации, особенно в последние несколько дней, говорит о сверхвысокой и жесткой конкуренции на нефтяном рынке». Нефтянка, как верно подмечает тов. Михельсон, вступает в полосу неопределенности и, вполне возможно, ценового обвала. Но из этого совершенно не следует, что цена на газ останется прежней. Коль скоро его цена подвязана под стоимость нефти, то и газ ожидают те же самые неприятные флуктуации. Поэтому бюджетное субсидирование (возможно, в совершенно мазохистских формах) этой «смелой инициативы» неизбежно, как рассвет над Сабеттой.
источник
2020 March 13
Капитан Арктика
Вирус и Арктика

Коронавирус, даром что не принципиально отличается от сезонного гриппа, порядком проредил арктическую повестку.

В России жертвой подлого вируса уже пали:

- Сочинский инвестфорум, на котором традиционно фигурируют арктические проекты
- ПМЭФ;
- Дни Арктики;
- Красноярский экономический форум;
- ряд событий масштабом поменьше.

Росконгресс, рестораторы, отельеры и потенциальные бенефициары новых проектов подсчитывают убытки.

Пострадала и многонациональная климатологическая экспедиция к Северному полюсу, идущая с участием россиян, — в одной из будущих смен выявлен заболевший, и теперь организаторы спешно перекраивают график.

Впрочем, снижение активности вокруг Арктики плохо не во всем. Так, НАТО пришлось свернуть свои учения «Холодный ответ», проходившие на территории Норвегии с участием государств блока и нейтральной Финляндии.
источник
2020 March 14
Капитан Арктика
Мазутная амнистия

За хайпом вокруг коронавируса, нефтяных цен, курса рубля и конституционных поправок как-то буднично и малозаметно прошла новость о «топливной» резолюции ИМО. А новость, между прочим, неплохая.

Минтранс сообщает о том, что нашей делегации в ИМО удалось добиться существенных послаблений. Введение запрета на флотский мазут в Арктике было перенесено с 2022 года на 1 июля 2024 года. Запрет не коснется поисково-спасательных судов, а также судов, предназначенных для предотвращения и ликвидации разливов нефти. Проектом решения также предоставлена пятилетняя отсрочка до 1 июля 2029 года для судов с конструктивной защитой топливных танков согласно соответствующим требованиям МАРПОЛ и Полярного кодекса.

Кроме того, как заявил замминтранса тов. Цветков, страны, обладающие выходом к арктическому побережью (Россия, Дания, Канада, Норвегия, США), смогут до 1 июля 2029 года выдавать дополнительные разрешения для судов под своими флагами для использования флотского мазута. Это положение может коснуться судов, которые обеспечивают северный завоз и вывоз углеводородов из Арктики.

В общем, «топливный удар» удалось смягчить без принятия экстренных односторонних мер.

https://t.me/caparctic/912
Telegram
Капитан Арктика
Топливная подножка

«Мировое сообщество» в лице ИМО продолжает давить по вопросу использования судового остаточного топлива (СОТ) в высоких широтах. Данный вид топлива представляет собой густой и тяжелый нефтепродукт, получаемый путем смешения остаточных нефтепродуктов, а также дизельных фракций. Рабочая группа Подкомитета по предотвращению и ликвидации загрязнений ИМО согласовала поправки к конвенции по предотвращению загрязнения нефтью. Эти поправки предполагают ведение запрета на СОТ в Арктике с 2024 года.

Данная мера обещает нанести арктическим перевозкам серьезный удар. Примерно три четверти всего топлива, которое сейчас используется в полярном судоходстве мира, – это как раз флотский мазут (он же СОТ). Особенно остро его ощутит наша страна – преобладающая часть судов на СОТ работает в России, и при этом арктические перевозки играют несравненно более важную роль в жизни страны, чем у прочих северных государств.

Чтобы смягчить экономические и логистические последствия запрета, для ряда типов судов сделаны…
источник
2020 March 15
Капитан Арктика
Длинный рубль: Страна Советов (1946-1967)

...Упираясь в дефицит ресурсов для привлечения новых работников на Севера, в первые послевоенные годы советское правительство пошло по пути дифференциации местностей и профессий в зависимости от их приоритетности для нужд освоения.

Так, Постановлением Совмина от 25 августа 1946 года были установлены районные коэффициенты к зарплате работников Урала, Сибири и Дальнего Востока, варьировавшиеся от 1,15 до 1,7. Самые высокие надбавки предназначались для людей, едущих покорять Арктику. Практиковалось и назначение отраслевых коэффициентов — для работников нефтяной и газовой промышленности, медиков, строителей и т.д. Данная система льгот просуществовала без малого полтора десятилетия.

Надо сказать, что упомянутая практика породила порядочную чересполосицу, способную вогнать в ступор даже самого опытного кадровика. Нагромождение пересекающихся коэффициентов, привязанных к географии и профессии, сочетающееся с нормативно-правовым разнобоем со временем превратилось в признанную проблему. Это и обусловило переход к более упорядоченной системе, положившей конец районно-отраслевому «местничеству».

Произошло это в 1960 году. Именно тогда были приняты Указ Президиума ВС СССР «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и Постановление Совмина к нему.

В рамках новой модели, установленной этими документами, размер надбавок за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, был поставлен в зависимость от степени вредного воздействия климатических условий.

Так, в ЧАО, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) 10%-я надбавка от ставки начислялась по истечении первого полугодия работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев. В остальных районах Крайнего Севера эта надбавка предоставлялась по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждый следующий год, а в местностях, приравненных к Крайнему Северу, — по истечении первых двух лет, с увеличением на 10% за каждые следующие два года.

Максимальный размер надбавки во всех случаях не мог быть выше 80% заработка в районах Крайнего Севера и 50% заработка в местностях, приравненных к ним. Стаж начислялся из расчета «год за полтора».

Северные льготы были поделены на две группы: основные, «для всех» и дополнительные, которые получали работники, приглашённые на Севера из других местностей. Дополнительные льготы (по переезду, жилищные и т.д.) предоставлялись только при условии заключения индивидуальных письменных трудовых договоров сроком на пять лет (на островах Северного Ледовитого океана — на два года).

В целом у советского законодателя получился эдакий «проходной» вариант — упорядоченный, не особо гибкий и обладавший средней привлекательностью для работника. Эта система просуществовала без заметных изменений до второй половины 60-х, когда на Северах наметился нефтегазовый бум. Чтобы в форсированном порядке обеспечить его кадрами, перечень льгот было решено заметно расширить...

https://t.me/caparctic/916
Telegram
Капитан Арктика
Длинный рубль: Страна Советов (1942-1946)

По состоянию на середину 1942 года СССР находился в крайне непростом положении. Дела на фронтах шли неважно — немцы рвались к Кавказу, Ленинград был в тугой петле блокады, огромная часть советской территории находилась под оккупацией. Война шла с напряжением всех сил.

В подобных условиях продолжать щедрую политику развития Севера казалось излишней расточительностью. Поэтому уже с 1 октября 42-го Указом Президиума Верховного Совета СССР отменялось начисление процентных надбавок к зарплате рабочим и служащим и предоставление им других льгот, связанных с работой на Крайнем Севере. Указ, тем не менее, не распространялся на тех, кто уже переехал на Крайний Север — эта категория продолжала работать на прежних условиях.

Но и это послабление оказалось непродолжительным. 12 января 1943 года советское правительство отменило все северные льготы для всех категорий трудящихся, кроме работников Главного управления Северного морского пути, работающих за Полярным кругом: СМП был…
источник