Вы уже оформили предзаказ на нашу новую книгу?
Если ещё нет, то очень зря — во-первых, это очень важная книга. Во-вторых, каждый предзаказ приближает её выпуск — мы не имеем иных источников финансирования, кроме краудфандинга.
Публикуем небольшой фрагмент первой главы книги:
«В мировой истории нет подобного по своему объёму, численности и культурному значению явления, которое могло бы сравниться с русским зарубежьем. Из трёх великих исходов — еврейской диаспоры, выезда протестантов из Франции и отъезда русских с их родины — последний является наиболее крупным и значительным, и с культурной точки зрения наиболее своеобразным.
Диаспора еврейского народа не была вызвана политическими или культурными причинами. Она была расселением еврейского народа по Римской империи, продолжавшимся в течение долгого периода. В начале нашей эры из общего числа шести миллионов евреев — пять жило вне Палестины. В рассеянии «Бар Кошба» жило в одном только Египте свыше миллиона евреев, а число их в Александрии превышало 200 тысяч. После отъезда в изгнание «Галата», вследствие событий 70 и 135 годов, в Палестине почти не осталось еврейского населения.
Диаспора кальвинистов, принуждённых покинуть Францию в связи с отменой Нантского Эдикта Людовиком XIV в 1685 году, была исключительно религиозной, а не национальной, как еврейская. Отъезд «гугенотов» затронул 200 тысяч человек, главным образом промышленный класс и ремесленников, и был значительной потерей для экономики страны, но он мало отразился на культурной жизни Франции.
Кальвинисты переселились в Англию, Голландию, Германию, Данию и Швейцарию и вполне вошли там в местную жизнь. К ним впервые на международном юридическом языке был применён термин «рефюжиэ» то есть «ищущий убежища», который через два с половиной века будет применён к русским беженцам.
Польская эмиграция 1831 года, хотя и принадлежала к элите нации, но была немногочисленной и сосредоточилась, главным образом, в Париже и его окрестностях, имея своим центром городок Монморанси. Она не распространилась широко по всему свету.
Французская эмиграция после Революции 1789 года была совсем иного характера. Она состояла почти исключительно из аристократии и духовенства и вернулась на родину после реставрации Бурбонов. Она была по своей численности небольшой и, за исключением некоторого количества эмигрантов, оставшихся в России, не играла большой культурной роли вне Франции.
Русское рассеяние превзошло всё бывшее до него и по числу, и по культурному значению, так как оно оказалось центром и движущей силой того явления, которое обычно называется русским зарубежьем, но которое следовало бы называть «Зарубежной Россией».
Если, между 1920-25 годами, Россию покинуло свыше миллиона русских людей, которые представляли собой цвет русской интеллигенции, то они нашли вне новых границ страны значительные группы русского населения, оказавшиеся — в силу международных договоров и отхода от России целых областей — вне пределов родины, но говоривших по-русски, считавших себя русскими и тяготевших к тем культурным центрам, в которых сосредоточилось русское рассеяние 1920-25 годов.
Это русское зарубежье может быть исчислено между 9 и 10 миллионами человек, то есть в два раза больше населения Норвегии, страны, представитель которой был назначен Верховным Комиссаром над русскими. Оно намного превышало население Дании и равнялось населению Швеции или Австрии...»
Оформить предзаказ:
chernaya100.comНиже — фотография одной из страниц книги «Художники русской эмиграции», которую прислал нам читатель. На ней упоминается и наша «Зарубежная Россия» с привычной для книг, за издание которых мы берёмся, припиской: «так и не была издана в России». Передайте автору «Художников..» Андрею Толстому, пусть не расстраивается и вносит правку в следующее издание своей книги — Зарубежная Россия возвращается домой.