Если интересуетесь политикой Китая, обязательно посмотрите лекцию профессора Университета Мичигана Хун Юаньюань. В лекции, сделанной в стиле TED (с шутками и эмодзи), она объясняет, в чем ошибка Запада в восприятии Китая.
https://vimeo.com/319201793Она говорит, что Запад долгое время рассчитывал, что экономическое развитие Китая неизбежно приведет к демократическим преобразованиям. Однако время шло, а политические перемены не происходили (как была компартия, так и остается). При этом китайская модель оказалась очень успешна с точки зрения экономики. В результате у Запада возник страх, что авторитаризм эффективнее демократии, что и заставило его выступить против Китая.
Однако она утверждает, что бояться не стоит, потому что на практике Китай до начала реформ 1978 года и после этого — две разные страны, в том числе с точки зрения политики. Просто политика в Китае делается не на уровне политиков, а на уровне бюрократии. В то время как на Западе политика — это интересное событие, где на поверхности все непредсказуемо, а бюрократический аппарат — синоним скуки и тоски, в Китае все ровно наоборот: политика предсказуема и скучна (великий лидер читает речь, а ему аплодируют), а real business решается на тайных переговорах в бюрократическом аппарате (похоже на Россию, правда?).
Дэн Сяопин внедрил демократические элементы в госуправление, пусть и не на уровне общественной политики, но на уровне бюрократии. Свободы прессы и выборов в Китае не появилось, однако чиновники разных уровней стали более строго отчитываться о своей работе, а их карьерный рост был увязан с их успехами в развитии экономики региона. Авторитаризм не оказался бы таким эффективным, если бы в него не были внедрены демократические принципы (подотчетности, эффективности и конкуренции). Поэтому Западу надо не бояться, а понять: демократические принципы работают, просто существует не бинарная оппозиция демократии против авторитаризма, а большая и меньшая степень развития демократии.
Теория крутая, но, на мой взгляд, недостаточно акцентирует на том, что противостояние Запада и Китая обострилось не просто на фоне экономического развития Китая, а после того, как Китай, по сути, обратил курс, проводимый прежним руководством. Если раньше демократические реформы происходили (пусть и медленнее, чем Западу, возможно, хотелось бы), то теперь стало ясно, что эти преобразования не гарантированы. По крайней мере, их можно серьезно затормозить. Когда это стало ясно, условный Запад и стал активнее противостоять Китаю. Впрочем, кто-нибудь может мне сказать, что это Китай обратил свою политику на фоне возрастающего давления со стороны Запада. Обычная дилемма курицы и яйца. Кто первый начал — решайте сами в силу своей постправды.
Ну а если вам скучно такое читать, можете посмотреть, как
собачка смешно качается на качелях 🙂