Сегодня хотим поговорить об одной из самых больных тем, которая так или иначе касается каждого жителя Чукотки, — о транспортной доступности региона. Практически перед каждым жителем региона иногда встаёт вопрос: как слетать в отпуск, на лечение или учёбу в центральные регионы страны, где и как купить подешевле билет на самолёт, чтобы это осуществить. Почему именно слетать, а не съездить, кто-то спросит? Отвечаем — на Чукотку можно прилететь только на самолёте, единственным круглогодичным транспортом является исключительно авиация, поезда и автобусы к нам не ходят.
Несмотря на то, что в последнее время в высших эшелонах власти начали часто говорить об этой проблеме, на практике же ничего не меняется. В настоящий момент не все популярные маршруты включены в список субсидируемых из федерального бюджета, регион своими силами пытается как-то решать эту проблему. Так называемая программа «Плоского тарифа» на Чукотке не осуществляется, различные федеральные субсидии действуют на считанные направления и носят только адресный характер — для молодежи до 23 лет и пенсионеров от 55 и 60 лет в зависимости от пола. И на те ограниченное количество билетов. Бывают также различные акции авиакомпаний, но те только с Анадыря, насколько мы знаем, и не решают проблему.
Одним из таких маршрутов всегда был «Кепервеем-Сокол» (Билибино-Магадан). Это один из самых популярных направлении из Чукотки — все жители города Билибино и Билибинского района, в целом, выезжают в центральные регионы страны именно этим маршрутом. Все мы сначала летим туда, а оттуда дальше, так как прямых самолётов на материк от нас нет. Интересно то, что маршрут никак не хотят включить в список субсидируемых из федерального бюджета, в отличие от менее важных направлении, на которые действует программа. В настоящий момент регион своими силами пытается решить проблему, в два раза уменьшила стоимость билетов, но всё равно билеты очень дорогие, многим не по карману. Подумайте сами: 32 тысячи стоит один взрослый билет без региональной поддержки! Хорошо, что на отпускной сезон округ поддержал жителей — сделал билеты по 15 тысяч рублей за штуку (и детский, и взрослый). Это огромная нагрузка на и так скудный бюджет округа, но достучаться до Москвы, говорят, пока не могут. Мы же, свою очередь, писали предложение субсидировать этот авиамаршрут в «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года», в «Национальную программу развития Дальнего Востока на период до 2025 года», когда собирали предложения от граждан. Но, как вы уже догадались, нас никто не услышал.
На фото билеты на 3 человека (на одного взрослого с двумя детьми) слетать из Билибино в Магадан и обратно. Цена вопроса — 94 450 рублей с учётом авиационных сборов и поддержки Правительства Чукотского АО. Как вы видите, часть проблемы нам сегодня удалось решить, теперь встал другой вопрос: как и где купить билеты дальше, на Москву? Субсидированных билетов в настоящий момент нет и неизвестно когда будут...