#утренняяреплика
Полгода назад в России заработала система быстрых платежей. Особого ажиотажа это событие не вызвало, ведь больше половины наших сограждан являются клиентами «Сбербанка», а там переводы по номеру телефона работают уже давно. Но фишка новой системы заключается именно в быстром переводе денег из одного банка в другой по номеру телефона, тогда как «Сбербанк» замыкает движение денег внутри самого себя. Герман Греф еще тогда заявил, что «Сбербанк» не будет подключаться к общей системе, так как отведенного времени не хватит для неких многочисленных доработок как со стороны банка, так и со стороны системы. Впрочем, за этим витиеватым оправданием скрывается реальная причина – для «Сбербанка» эта система станет началом конца.
Подключиться к системе быстрых переводов «Сбербанку» проще, чем кому-либо на рынке, ведь аналогичный сервис уже работает для клиентов банка. Только вот деньги при таких переводах пределы банка не покидают, просто меняют свое местоположение в условной таблице дебета и кредита. Разумеется, Герману Грефу не нравится, что деньги теперь будут покидать его банк. Но куда больше его пугает тот факт, что теперь придется выплачивать комиссию за каждый подобный перевод. «Сбербанк» вообще не привык кому-то платить, это не в его правилах. Куда веселее загонять в кабалу своих клиентов, навязывая им какие-то новые «сервисы».
Например, широко разрекламированная услуга оплаты по QR-коду. Мы об этом неоднократно писали и сталкивались с негативной реакцией. Мол, все мы преувеличиваем, QR – наше будущее, это крайне удобно. Однако реальность оказалась суровой. За все прошедшее время нет ни одной истории успеха, ни одного примера, даже статистики по своему проекту «Сбербанк» не публикует.
Зато Герман Греф придумал новый способ сделать жизнь россиян невыносимой. «Сбербанк» теперь хочет навязать торговым точкам прием оплаты по квитанциям ЖКХ, мобильного телефона и всего спектра платежей, доступных в «Сбербанк онлайн». Для банка профит очевиден, ведь это разгрузит его отделения от страдальцев, не способных заплатить по счетам через интернет или мобильное приложение. Непонятно только одно, почему страдать должен не Герман Греф, а все мы?
Ну просто представьте, что все эти безумные очереди из отделений «Сбербанка» перекочуют в магазины. А ведь сам процесс оплаты предполагается проводить через дополнительный чек, то есть сначала продукты и покупки пробьют, а затем кассир прямо как операционист банка должен будет забивать параметры платежки, сверять итоговый результат с клиентом, проводить платеж, принимать деньги и проч. Насколько увеличится время обслуживание клиентов в магазинах страшно представить. Но «Сбербанку» плевать, ведь он останется в плюсе.
Сегодня сложно себе представить человека, который в здравом уме и сознании по собственной воле становится клиентом «Сбербанка». Но если раньше у большого количества наших сограждан выбора фактически не было, то сегодня он появился. Последней преградой перед переводом всех средств, получаемых в виде, допустим, зарплаты, на карточку «Сбербанка» в другой, настоящий и удобный банк была сложность процесса. Надо было снять все деньги в банкомате «Сбера», потом уже дойти до своего нормального банка и положить деньги на свой нормальный счет. Теперь понимаете, почему Герман Греф так резко выступает против общей системы быстрых переводов?
Если еще не поняли, то приглашаем вас пройти до ближайшего банкомата «Сбербанка» в день зарплаты и посмотреть на очереди. Люди снимают все под ноль не потому, что так любят наличные, а потому что «Сбербанк» не дает нормально перевести деньги в другой банк. Держит клиентов за тестикулы до последнего. И, как выясняется, готов даже платить штрафы, лишь бы не давать клиентам переводить деньги в другой банк.
Что ж, Герман, хорошая попытка. Но колесо истории уже повернулось.