РБК сообщает, что если «Единая Россия» получит в среднем менее 40% голосов по спискам на выборах в регионах 8 сентября, то в Кремле могут рассмотреть вопрос увеличения доли одномандатников на выборах в Госдуму в 2021 году.
Однако уровень в 40% голосов для «Единой России» в «среднем по больнице» сейчас не выглядит ключевым индикатором. А на выборах 2021 года для устойчивости системы нужно сохранять в парламенте сильную партийную составлявшую.
На сегодняшний день рейтинг ЕР в целом по стране стабилизировался в диапазоне 32-34% по данным разных социологических служб. Но одновременно растут региональные различия в рейтинге партии - в крупных городах, а также в отдельных регионах, например на Дальнем Востоке, рейтинг «Единой России» заметно ниже среднего. Поэтому в некоторых регионах о 40% для «Единой России» и мечтать не приходится, а где-то эта планка будет преодолена достаточно легко - особенно при относительно низкой явке и достаточно большой административной мобилизации, а также в ряде национальных республик.
Поэтому привязываться к цифре больше или меньше 40% в среднем по стране при принятии решений по избирательной системе - это все же насколько огрубленный подход.
Важнее смотреть на результаты и их причины в отдельных регионах, в том числе где и почему ЕР может уступить первое место при голосовании за партии (в прошлом году это впервые за многие годы произошло в трёх регионах - в Хакасии, Иркутской и Ульяновской областях). Естественно, отдельного внимания для анализа результатов заслуживают регионы, где в этом году применяются схемы со сниженной до 1/4 или 1/3 долей партийных списков - Республика Алтай, Марий Эл, Хабаровский край, Тульская область. Но, результаты, кстати, могут в этих регионах оказаться не такими уж и однозначными. Эффекты могут быть совершенно разными в хорошо управляемой Тульской области, в Хабаровском крае с находящейся у власти ЛДПР и на Алтае, где усилились конфликты в элитах после недавней смены губернатора.
Что касается смешанной системы, то после того как к ней на выборах в Госдуму вернулись в 2016 году в пропорции 50/50, то было бы лучше оставить все как есть на несколько избирательных циклов вперёд. Предложения увеличить долю одномандатников понятны с политтехнологической точки зрения, но чтобы сохранялась долгосрочная осмысленность и устойчивость политической системы, важно поддерживать приоритет политических мотивов действий и решений над политтехнологическими.
Департизация выборов и деконструкция партсистемы вместо ее модернизации содержат в себе для гибридных режимов типа российского намного больше рисков, чем возможностей, потому что для устойчивости таких режимов наличие развитой партсистемы имеет ключевое значение. А для федеративных государств - сильная общенациональная партийная система ещё и важный инструмент сдерживания региональных элит и обеспечения политического единства страны.
Очевидна необходимость перезагрузки и обновления существующих крупных партий, включая и «Единую Россию», и парламентскую оппозицию. Актуален и вопрос о возможном возвращении в избирательное законодательство партийных блоков, что может помочь и обновлению существующих больших партий, и созданию более эффективных предвыборных коалиций малых партий.
Просто же идти по пути увеличения числа округов и игнорировать и задачи модернизации партийной системы недальновидно. Можно выиграть что-то ситуативно, но проиграть стратегически. Тем более, что доля округов, которую выигрывает «Единая Россия» в последние годы тоже снижается и сейчас она составляет только около 70% выборов в округах. Причём эта пропорция может довольно быстро упасть и ниже - до 50% и менее, по крайней мере в крупных и наиболее электорально значимых регионах. В них и так рейтинг «партии власти» ниже, но именно эти регионы и города, с другой стороны, получат наибольшую прибавку думских округов в случае увеличения их числа.
https://www.rbc.ru/politics/02/09/2019/5d6bcf159a7947992c24d05d?from=from_main