Представился хороший повод стряхнуть пыль с канала: война пользователей Reddit против акул бизнес с Уолл-стрит. Для тех, кто еще не в курсе: двачеры с большой американской имиджборды объединились и начали играть на бирже против хедж-фонда, который ставил на падение акций одного ритейлера, торгующего дисками и игровыми приставками.
У компании дела и правда шли плохо, но непрофессиональным инвесторам сначала for fun, а потом и во имя социальной справедливости захотелось наказать людей, которые, как считают эти самые инвесторы, ответственны за кризис 2008 года. В США это большая травма. В итоге стоимость акции компании выросла с 4 долларов до 375. Более подобно вы можете почитать об этом
здесь. Там много интересных деталей.
Интересна была реакция и самих финансовых элит, и деловых медиа. Сразу же начали говорить о том, что у такого перфоманса должны быть юридические последствия и что хедж-фонды – это не игрушка. Один из них, к слову, уже объявил о собственном банкротстве. Но этот кейс сделал, казалось бы, невозможное: объединил правых и левых, причем довольно радикальных.
Меня мало интересует то, какие экономические последствия будут в моменте. Но я расцениваю это не иначе как политическое высказывание. Когда-то американцы, пусть даже себе в убыток, выбрали Трампа, потому что элиты лоббировали Хиллари Клинтон. Точно так же и в Беларуси людям надоело, что что-то решается без них. Вот и в этом случае небольшие частные инвесторы разозлились и устроили им революцию достоинства с помощью приложения для торговли акциями. Всё это – отказ в делегировании власти, финансовой или политической. Мы отдаем вам голоса и деньги, а вы распоряжаетесь ими не честно.
Важны и предпосылки случившегося: большие дяди с деньгами долго лоббировали дерегулирование финрынка, говорили о том, что всё решится само собой. Потом заводили непрофессиональных инвесторов, чтобы зарабатывать и на них. Сейчас, получив неожиданный эффект, лоббисты крупных компаний, вероятно, будут работать над тем, чтобы вход на рынок был сложнее, чем он есть сейчас. Барьеры и комиссии – лишь всё это не повторилось.
Но реакционный сценарий носит тактический характер. Он решает проблему прямо сейчас, но давление будет копиться и чуть позже выбьет крышку. Очевидно, что быстрая и эффективная коммуникация в интернете, которой не было раньше, уже никуда не уйдет. И такую ситуацитивную самоорганизацию пора учитывать в дизайне институтов. От этого никуда не уйти, но и последствия будут серьезные: придётся делиться богатством, властью, полномочиями. А этого никто не хочет – и не захочет, пока совсем уж не прижмет.