Россия. Тренды недели
Строго по расписанию
17 сентября в Российской Федерации стартовал традиционный «губернаторопад» – период отставок глав регионов с формулировками «по собственному желанию» и «в связи с переходом на другую работу». Но Евгений Савченко, уже бывший губернатор Белгородской области, действительно планирует заняться чем-то иным – пойти в сенаторы от родного для себя региона.
Отставка Савченко несет в себе несколько особенностей.
Во-первых, в России больше не осталось губернаторов, которые были назначены/избраны в президентство Бориса Ельцина. Евгений Степанович был руководителем Белгородской области с 11 октября 1993 года.
Во-вторых, потенциальный врио Денис Буцаев не удостоился аудиенции президента РФ Владимира Путина до 17 сентября. Не было разговоров и после отставки Савченко.
В-третьих, интересна последовательность фактов в официальном пресс-релизе от пресс-службы губернатора и правительства Белгородской области: сначала идет информация о назначении Буцаева на должность первого вице-губернатора, а лишь потом – сообщение о прошении Евгения Савченко по поводу отставки.
Какие тренды возникают в связи с отставкой? О первом уже проговорено – дан старт традиционному «губернаторопаду». Вполне возможно, что отставки в этом году будут неожиданными, поскольку Евгения Савченко в списки «особо провинившиеся» никто не заносил. Так что неспокойно может быть всем.
Второй возможный тренд – это обновление Совета Федераций. За прошлую неделю прозвучали две фигуры, которых можно занести в политические тяжеловесы: Евгений Савченко и Александр Карелин, претендующий на сенаторство от Новосибирской области.
Третий тренд – это курс на губернаторов, которые разбираются в инновациях, информатизации и цифровизации. Денис Буцаев, если кто не знает, несколько лет успешно трудился в Hewlett-Packard и был главой проектного офиса в РОСНАНО.
Мир за полтора
Ровно неделю назад в сочинской резиденции «Бочаров ручей» прошли на переговоры на высшем уровне между главами РФ и Республики Беларусь. Если коротко, то президент Беларуси Александр Лукашенко заручился поддержкой Путина в получении кредита на 1,5 миллиарда долларов. Владимир Путин, в свою очередь, скорее всего, упрочил собственные позиции в глазах россиян, потому что «не бросил братьев-белорусов».
Во всей этой финансово-политической истории есть два важных момента.
Во-первых, Путин поддержал идею Лукашенко об обновлении Конституции. Измененный основополагающий документ – это единственный ненасильственный вариант трансфера власти и обеспечения гарантий для мирной жизни Александра Григорьевича после окончания президентства.
Во-вторых, Владимир Владимирович прямо акцентировал, что белорусы «должны прийти к соглашению между противниками и сторонниками действующей власти по поводу будущего страны». Какими путями Лукашенко будет договариваться с несогласными – остается только гадать.
Имя для пациента
15 сентября состоялось историческое событие для современной России: впервые кремлевский политик назвал Алексея Навального по фамилии во время брифинга с российскими СМИ. Пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова можно подозревать в чем угодно, но только не в непрофессионализме и халатном отношении к делу. Тогда факт произнесения слов «мы не имеем возможности отслеживать изменения в состоянии Навального» говорит, о том, что в отношении Алексея Анатольевича начался процесс дестигматизации.