Сегодня на дебатах обсуждали легализацию проституции.
Дети, кстати, обсуждали это без какой-либо экзальтации и стеснения. Они, конечно, не говорили страшное слово "секс", обходились эвфемизмами - "торговать телом", "продавать себя", "зарабатывать красотой". Но никакого стеснения видно не было - их тема интересовала и они решили ее обсудить. К концу разговора мы сошлись на том, что легализация проститутции, хоть и не очень приятна, но милосердна и всяко лучше альтернативы.
Но во время разговора выяснилось, что дети не знают что такое "желтый билет". Я удивился и спросил, читали ли они "Преступление и наказание". И тут я с удивлением понял, что они читали, но вообще не поняли сцену с Соней Мармеладовой, уходящей из дому за желтым билетом. Для них все дело было так: доведенная придирками родителей Соня встает, хватает шаль, уходит, а затем возвращается с деньгами и какой-то бумагой. Все это так Соню подкосило, что она падает на кровать, укрывается шалью, а у нее в ногах ползает рыдающая мать.
Я до сих пор пытаюсь понять две вещи. Первое: неужели им никто из учителей не объяснил, что произошло? И второе, самое главное: что же, по их мнению, произошло с Соней?
Ведь если не знать про желтый билет, выходит, что алкоголик-отец и забитая мать довели Сонечку до страшного: ей пришлось устроиться на работу. И вот она явилась домой с деньгами и трудовым договором, швырнула банкноты на стол и улеглась, обиженная на весь мир. И жестокосердечная мать, отправившая собственную кровь работать, теперь горько раскаивается.
Кстати, при таком прочтении обогащается и образ Раскольникова, который воспевал жертву Сони, пожертвовавшей собой ради семьи: "Господа, это немыслимо, она святая - ради семьи она пошла на службу!"