👋👨👩👧👦 Вчера главы Роскомнадзора и Сбербанка поспорили о проекте «Ладошки». Первый высказал опасения по поводу введения биометрической идентификации в школах, второй обвинил первого в луддизме и бюрократизме. Скучная история, если бы не один очень занимательный момент.
Проект «Ладошки» - это система биометрической идентификации школьников, позволяющая расплачиваться в буфете с помощью рисунка вен на ладонях детей. Все бы ничего, только вот Сбербанк - это банк. Каким боком ему встало удобство детей в школьных буфетах?
А дело вот в чем. В последние годы Сбербанк развел активную деятельность в непрофильных для банков сферах, в том числе в сфере digital-рекламы – на очень высококонкурентном рынке, который завязан на данных о нас.
Есть такая рекламная платформа Segmento. На сайте платформы утверждается, что она сочетает «уникальные офлайн и онлайн данные для эффективной медийной рекламы».
Ну ок, как получить онлайн-данные сегодня уже всем очевидно: cookies, история просмотров, заполненные профили соцсетей. Но каким образом эта контора получает доступ к нашим офлайн данным? То есть, к действиям в нашей обычной жизни?
Немного погуглил. В 2015 году контрольный пакет Segmento приобрел🥁🥁🥁Сбербанк - владелец самой большой армии клиентов дебетовых карт. И тут понеслось.
➡️ Сооснователь Segmento Роман Нестер в интервью Habrahabr
https://habrahabr.ru/post/305204/:
«Мы говорим теперь клиенту так: «Раньше вы работали с cookies, с сайтами и показами, теперь мы предлагаем работать с реальными людьми». Наш стратегический партнер – крупнейший банк страны. Этот банк позволяет нам дать рекламодателю гарантию того, что он обращается через свой digital-канал к живому человеку.(…) Работа с первичными данными проходит внутри Сбербанка, нам попадают готовые анонимизированные банком сегменты, сгруппированные по тому или иному признаку».
⁉️Интересно, а в курсе ли все 110 млн клиентов Сбербанка, что информация о каждой их покупке теперь продается третьим сторонам? Это ладно, если бы Сбер передавал данные для прогнозирования экономических кризисов, но зачем и так богатому банку зарабатывать копейки (по сравнению с основным бизнесом) на продаже данных? О передаче всех данных крупнейшего банка одной коммерческой компании я вообще молчу. Привет, ФАС.
Тот же Роман Нестер на Яндекс-конференции рассказал очень интересную историю. Описал эту историю участник конференции:
https://roem.ru/02-06-2017/251478/q-for-sber/:
1. Segmento «нашли» клиентов, которые за последние три месяца совершали покупки по картам Сбербанка в сетях фастфуда. Иными словами, просто воспользовались вашими данными о транзакциях.
2. Технологии Segmento были использованы доя того, чтобы дополнить их профили данными из социальных сетей (тут без подробностей, что именно было сделано).
3. Части этих клиентов была показана таргетированная реклама.
4. Для отслеживания эффективности, проверяли кто из клиентов расплатился в Макдональдсе, и сопоставляли с детальными чеками из Макдональдса, чтобы найти, кто купил именно грикмак.
Далее Микитюк отметил, что, когда руководителю Segmento задали вопрос о соответствии этих действий закону и этике, он ответил, что«приватность — новый вид роскоши».
🤑 В общем, Сбербанк нашел золотую жилу и зарабатывает деньги на своих клиентах по несколько раз: за их обслуживание и за продажу данных о них одному покупателю - Segmento. Вы можете завидовать. Но, видимо, данных становится недостаточно (о, золотая антилопа), и Сбербанк решил обратить внимание на детей – ведь дети самые активные потребители и обладают огромным влиянием на родителей. Но как изучить потребительские привычки детей, если карточки можно оформлять только с 18 лет?
И вот на сцену выходит проект «Ладошки» – всероссийский проект Сбербанка, в рамках которого в школах будут постепенно устанавливать специальные терминалы, по которым ученики смогут оплачивать свои обеды с помощью своей ладони, списывая деньги со своего лицевого счета, который будет пополняться родителями.