Почему Иван Шишкин доверил написать медведей из «Утра в сосновом лесу» другому художнику? Самая известная картина великого русского художника-пейзажиста
Ивана Ивановича Шишкина –
«Утро в сосновом лесу». Зрителю она особенно полюбилась за то, что в великолепный пейзаж русского леса вписана жанровая сцена – утренний променад медведицы с медвежатами. Шишкин передал состояние природы на рассвете: сквозь частые столбы деревьев пробиваются первые лучи солнца, голубая дымка тумана создает впечатление таинственности, сказочности в дремучем лесу. Только медведей на картине написал не Иван Шишкин, а художник
Константин Аполлонович Савицкий. Зачем же Шишкин нарисовал это полотно в соавторстве с другим художником?
Шишкин и
Савицкий были друзьями. Они вместе работали в Артели художников, состояли в Товариществе передвижных выставок, обсуждали друг с другом сюжеты будущих работ. Даже были кумовьями. Сюжет медведей в лесу подсказал Шишкину Савицкий. Константин Аполлонович увидел работу друга, на которой был нарисован лес. Савицкий сказал, что на картине чего-то не хватает, и посоветовал добавить в центр композиции медведей. Шишкин согласился и разрешил Савицкому самому нарисовать медвежье семейство. Выходит, что Шишкин не умел рисовать животных? Да нет, умел. Не мог не уметь. Художник, получивший образование в Императорской Академии художестве, мог рисовать все. Конечно, главным для Шишкина был пейзаж, но животные нередко появлялись на его картинах, как-то: лошади, собаки, лисы, коровы, различные виды птицы.
Почему же
Шишкин позволил
Савицкому нарисовать медведей? Думается, что для него был настолько
важен пейзаж, что все остальные детали были второстепенны, поэтому он не стал терять времени на рисование медведей. Также он согласился на эту творческую коллаборацию, потому что идея принадлежала его другу. И ведь все было по-честному: подписей на картине было две.
«Медвежье семейство в лесу» (именно так картина сначала называлась) была выставлена в 1889 году на Передвижной выставке с подписями обоих художников. После выставки картину купил
Павел Третьяков, который, по сообщениям очевидцев, стер подпись Константина Савицкого. Обосновал он это тем, что «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственном именно Шишкину». Шишкин выручил за картину 4000 рублей, из которых 1000 отдал Савицкому.
Жена Константина Савицкого,
Валерия Ипполитовна, написала любопытную заметку после этой выставки. Она отмечает, что картина имела успех, поэтому Шишкин стал приписывать авторство только себе. Савицкий, обидевшись, собственноручно удалил с картины свою подпись.
Вот так печально, рассорив друзей, закончился один из немногих случаев
соавторства в русской живописи.