ем египетскими катерами израильского же эсминца "Эйлат", имевший место 21 октября 1967 г. Тогда два ракетных катера советской постройки проекта 183-Р, оснащенные двумя ПКР П-15 каждый, обнаружили и атаковали один из наиболее крупных боевых кораблей еврейского государства - эскадренный миноносец "Эйлат", шедший вдоль побережья недалеко от египетского Порт-Саида. Как известно, командир эсминца коммандер Ицхак (соответствует званию "капитан 3-го ранга" в российском флоте) опасность для своего "Эйлата" видел только со стороны крупных надводных кораблей и ПЛ противника. Полагаясь в первом случае на средства обнаружения надводных целей, защититься от последней угрозы он решил, применив противолодочный зигзаг. Поэтому на начальном этапе коммандер, как утверждают зарубежные и отечественные источники, даже и не придал особого значения появившимся на экране корабельной РЛС отметкам двух малоразмерных надводных целей - это была пара египетских катеров, находившихся на патрулировании. Когда же катера произвели пуски ракет, что-либо предпринимать было поздно. В итоге - гибель эсминца и 47 человек (почти 25% экипажа).
И вот почти через 39 лет история повторилась. Как утверждают специалисты и пожелавшие остаться анонимными представители израильских Вооруженных Сил, командир "Ханита" также не только не был готов к подобному развитию событий (не придавал значения угрозе применения противником ракетного оружия, так как считалось: противокорабельных ракет у "Хезболлы" нет), но еще и решил не использовать в ходе выполнения поставленной ему боевой задачи так называемый "контур ПВО" "Ханита". Что имеется в виду под последним - не совсем ясно, но вполне можно предположить, что Ицхак просто-напросто не отдавал ни команды "Боевая тревога", ни приказания "включить" соответствующую аппаратуру зенитного ракетного комплекса и даже зенитного артиллерийского комплекса "Фаланкс". Хотя тем, кто имеет военно-морское образование, поверить в это, конечно, трудно.
Как видим, самоуверенность командования ВМС Израиля и непосредственно командира корвета привела к трагичным последствиям. Но израильским морякам еще повезло: в случае, если бы подрыв боевой части С-802 произошел не над вертолетным ангаром, а ближе к ходовому мостику и ГКП корабля или же если ракета вообще попала бы в корпус корвета (например, в его борт), последствия могли бы быть намного печальнее.
Получается, что исторический опыт, полученный ВМС Израиля в нашумевших в свое время арабо-израильских войнах, остался сегодня забытым и невостребованным. Первым же действием, которое предприняло после ракетной атаки "Ханита" командование израильских ВМС, стало решение отвести все участвующие в морской блокаде ливанских портов и побережья боевые корабли и катера мористее, подальше от такого смертельно опасного берега. Хорошо, что хоть до этого додумались.
Владимир ЩЕРБАКОВ
№31 (147)
16 - 22 августа 2006 года
Источник - Военно-промышленный курьер
Постоянный адрес статьи -
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=115580