Копирую один свой старый текст о женской поэзии
О женской поэзии
Для начала ссылка на диалог Оксаны Васяткиной и Веры Полозковой
https://gorky.media/context/vot-tut-menya-voznenavideli-po-nastoyashhemu/Поэты, которые выглядят как засушенные рододендроны, истекающие потом в своих каморках и шершавыми пальцами цепляющиеся за задници коллегинь по цеху — зрелище не из приятных. Да что там, откровенно омерзительное.
Вопрос в том, а нахуя вам, дамы, такая тусовка? Не нужен никакой артикулированный феминизм, чтобы дистанцироваться от откровенных хуесосов или просто от людей, которые вам не нравятся.
Но меня не задевает речь о тусовке, я никаких тусовок не знаю, а со стороны это выглядит жалко.
Теперь содержательно:
Поэзия — это пространство чистых инструментов. Даже смысл здесь переводится в разряд не самоцели, но техники (Утро акмеизма, все такое).
И мы не должны превращать поэзию в платформу для высказывания и озвучивать его специфический «гендерный» характер как нечто ценное само по себе.
Поэзия — это о том, что все вокруг тебя объекты, это повод для твоего творчества, это инструмент. Поэзия как раз о том, чтобы видеть в человеке то, что ты можешь использовать безраздельно. Поэзия антиэтична в любом из смыслов. Когда ты вводишь туда этику, стихи проигрывают.
Заебись, последняя героиня борьбы за «левые идеи», которые увлекли. Потом я узнал, что Васякина позиционирует себя определенным образом:
У неё типично левый взгляд на природу действительности и, скорее всего, взгляд на творчество как на способ репрезентации некоторых «женских» желаний
А задача поэта как раз и себя самого превратить в объект, суметь и себя раздавить в этой бесконечной объективации. Очень эгоистичное по существу желание, поскольку в таком процессе поэт ощущает себя Богом. А перед Богом ничтожны все.
У Васякиной, к сожалению, социального заказа куда больше, это не показательный пример, но тем не менее:
«Чувствовать безопасность.
Каждый раз, выбирая подарок для любимой, я убеждаюсь, как много на свете бесполезных вещей.
Заводы по производству стекла, по производству камня, по приручению бесхозных рук,
Слезоточивые лофты, экологически чистые браслеты
По цене рабочего дня под присмотром ура-патриотизма…»
Мне нужно объяснять, почему это плохие стихи?
А вот Полозкова:
«…Вот поэтому взгляд твой жаден
И дыхание – как прибой.
Ты же знаешь, Он беспощаден.
Он расплавит меня тобой.
Он разъест меня черной сажей
Злых волос твоих, злых ресниц.
Он, наверно, заставит даже
Умолять Его, падать ниц —…»
Уже не социальный заказ, но стихи все равно плохие
Я не люблю стихи, написанные женщинами (кроме одной, но об этом в конце поста). Ахматова это, Цветаева, Гиппиус, Ахмадулина или Полозкова. Долго пытался ответить на вопрос, почему:
У Кундеры есть неплохое замечание:
«В домах, где появились на свет поэты-лирики, властвуют женщины: сестра Тракля, сестры Есенина и Маяковского, тетушки Блока, бабушка Гёльдерлина и бабушка Лермонтова, няня Пушкина и, главное, конечно, матери, матери поэтов, позади которых меркнет тень отца. Леди Уайльд и фрау Рильке своих сыновей одевали в девочек. Так стоит ли удивляться, что мальчик с тоской смотрит в зеркало? Пора стать мужчиной, пишет Иржи Ортен в дневнике. Всю жизнь поэт-лирик будет искать в своем лице черты мужественности»
Поэт мужчина остро нуждается в собственной мужественности. Он будто раскроен, он напрыгивает на нее, ищет, но она ускользает. Женщины почему-то не могут соблюдать это постоянное напряжение, травмирующее напряжение, не могут выйти за свою природу (в патриархальном или выраженно антипатриархальном её изводах, не суть).
Единственная у кого это получилось на достойном уровне, единственная, которая пострадала от этого сама же — Сильвия Плат.
Наверное, поэтому её стихи мне и нравятся.