Приговор Николаю Гордееву, экс-главе ОФК Банка, открыл много интересного по поводу реального бенефициара банка и бывшего главы Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна.
Дела беглый чиновник, находящийся в международном розыске, вел с размахом: коррупция и налоговые схемы по полной программе. Ну и кредитование собственных компаний через ОФК Банк, как без этого.
Извините за лонгрид, но оно того стоит. Итак. До прихода в Росалкогольрегулирование (РАР) в 2009 году Чуян без малого семь лет отработал в Росспиртпроме, который управлял государственными алкогольными заводами. Уже там он относился к госпредприятиям, как к своей собственности, путая «свою личную шерсть с государственной».
Но во всю силу он развернулся именно в РАРе: в 2011 году на рынке возникла некая дистрибьюторская компания «Золотая мануфактура» (помните водку «Старая марка»?), бенефициаром которой был именно Чуян. Водку для компании разливали несколько заводов, причем, по сниженным ценам.
В этом же году Чуян познакомился с «однокурсником Путина» адвокатом Николаем Егоровым, который на тот момент владел небольшими долями в двух банках. Егоров искал покупателя на доли своих партнеров, которые хотели выйти из банковского бизнеса, а Чуяну как раз нужен был банк для обслуживания своих интересов. В итоге в 2012 году Чуян за 400 млн рублей скупил по 75% акций Баренцбанка и Ами-банка, которые затем были объединены под названием ОФК Банк.
Доли, разумеется, были записаны на номиналов: от приятелей до тёщи. Банк, в который Чуян позвал руководителем Николая Гордеева, немедленно начал кредитовать «Золотую мануфактуру»: уже в 2013 году свыше 60% кредитного портфеля банка приходилось на алкогольный бизнес Чуяна.
В 2014 году к «Золотой мануфактуре» появились вопросы у налоговиков, после чего компашку немедленно свернули, а её место заняла «Статус-Групп». Её ОФК Банк кредитовал по факторинговой схеме, создав с десяток компаний, которым выдавал кредиты. Они, в свою очередь предоставляли финансирование «Статус-Групп» по факторингу. Новое детище Чуяна быстро завоевало рынок, что неудивительно, поскольку схемы по уходу от налогов там применялись на ура: под одну акцизную марку производилось несколько партий водки, из которых легально продавалась только одна. А конкурентам РАР – сюрприз! – часто отказывал в выдаче акцизов.
В 2016 эти схемы наконец-то привлекли внимание налоговиков. РАР пришлось отозвать лицензии у некоторых заводов, разливавших водку для «Статус-Групп», а в ОФК Банк пришла налоговая с требованием выплатить 7,3 млрд рублей по банковским гарантиям, предоставленным этим заводам. Тут Егоров понял, что дело пахнет керосином, нанял аудиторов, которые выяснили, что на «Статус-Групп» приходится 10 млрд рублей из кредитного портфеля в 28 млрд. Тогда-то он и обратился в органы с требованием привлечь Гордеева (не Чуяна же) к ответственности. Егоров утверждал, что понятия не имел, что «Статус-Групп» принадлежит Чуяну.
Дальше были попытки спасти «Статус-Групп» и ОФК Банк, которые не увенчались успехом: в феврале 2018 «Статус-Групп» подала на собственное банкротство, а в апреле ЦБ прибил ОФК Банк. Чуян же ушел из РАР только в июле, после чего спокойно свалил из страны.
@fatcat18