Всем здравствуйте. Ребята скажите пожалуйста, кто нибудь вернул деньги за билеты по отмененным вылетам из за короновируса?
ЧАРДЖБЭК или Как вернуть деньги, отправленные авиакомпании, гостинице, брокеру, букмекеру или даже инфобизнесмену?
Чарджбэк это процедура оспаривания операции. Грубо говоря, это спор между банком-отправителем и банком-получателем, предусмотренный правилами международных платежных систем (МПС).
Оснований для оспаривания транзакций очень много, они детально прописаны в правилах каждой из МПС, но в общем виде чарджбэк применяется если деньги с карты списаны, а товары и услуги (в полном объёме) не предоставлены.
Важное замечание. Чарджбэк применяется только если вы отправили платёж юрлицу, при переводах с карты на карту между физлицами он не работает.
Срок на то, чтобы воспользоваться чарджбэком - от 30 дней и до 1.5 лет с даты платежа в зависимости от ситуации.
Углубляться в дебри как все это регламентировано я не буду, кто хочет детали, вот первоисточник: руководство по чарджбэк от MasterCard и Visa (к сожалению только англоязычная версия).
Вместо теории перейдем сразу к практике и рассмотрим на примере гостиницы («Г»).
Предположим, вы при помощи карты оплатили гостиницу на иностранном курорте, но границы закрыли и владелец «Г» отказывается делать манибэк.
АЛГОРИТМ:
1. Получаем в нашем банке выписку по операциям (онлайн естественно) и собираем доказательства того, что:
а) сделка была заключена;
б) услуга не была оказана;
в) гостиница отказывается вернуть деньги.
В качестве доказательств подойдут скриншоты с сайта «Г», переписка с администратором с попыткой урегулировать спор, чеки, квитанции, уведомления, договор и т.п.);
2. Заполняем заявление об оспаривании операции и направляем его в банк. Можно по электронной почте. В каждом банке разработаны бланки таких заявлений. Позвоните на горячую линию вашего банка и скажите: «Я хочу оспорить операцию, подскажите где скачать бланк заявления». Если оператор начнёт тупить и найти шаблон вашего банка не удастся, то пишите заявление в свободной форме (но лучше найти шаблон). В нем укажите суть претензии, номер карты, дату и сумму транзакции, а также приложите все доказательства. Грамотно составленное заявление - 90% успешного завершения дела.
На этом всё, дальше события будут развиваться без нашего участия.
3. Банк-эмитент (наш банк) рассмотрит заявление и либо откажет в опротестовании транзакции, либо направит банку-эквайеру (банк, в котором у «Г» открыт расчетный счет) требование о возврате платежа.
4. Банк-эквайер рассмотрит требование и либо сразу вернет деньги, либо потребует от «Г» прояснить ситуацию.
Кстати, если банк-эквайер не отреагирует на запрос нашего банка, то через 1-1,5 месяца спор автоматически закроется в нашу пользу и деньги вернутся на карту.
5. После получения требования от своего банка «Г» должна предоставить доказательства того, что услуга оказана в полном объеме. Если этого не произойдет, сумма автоматом спишется со счета «Г» и вернется нам, а все расходы (комиссии, штраф и т.д.) банк повесит на «Г».
6. Если «Г» считает себя правой, она, в свою очередь, имеет право оспорить чарджбэк с привлечением арбитража МПС и отказаться возвращать деньги. В таком случае дальнейшее разбирательство будет проводить МПС.
Как видите, процедура не быстрая, но все, что от вас требуется, это собрать скрины и грамотно составить заявление. Дальше система будет крутиться без вашего участия. В результате вы получите либо отказ, либо деньги на карту.
Эта история работает не только с белыми и пушистыми компаниями, но и со всякими брокерами, букмекерами, инфобизнесменами и другими не очень добросовестными персонажами. Естественно в этом случае обоснование нужно готовить крайне продуманное и выверенное, потому что эти ребята будут рубиться за каждый рубль.