Традиция рассказов в картинках восходит к XVI и XVII веку, когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это пересказ жития святых в сериях небольших гравюр, отпечатанных на листках цветной бумаги («аллилуи»). Рисунки на светские сюжеты назвались «(исп. aucas)» (от исп. jeu de l'oie)[4].
«Аллилуи» в XVI и XVII веках были широко распространены во Фландрии, Франции и Германии.
К предшественникам комиксов можно отнести политические европейские карикатуры XVIII века. Гравюры английского художника, иллюстратора Уильяма Хогарта (1697—1764) были крайне популярны и представляли собой серию рисунков, повествующую определённую историю. В 1730—1731 годах им была выполнена серия гравюр из шести картин под названием «Карьера проститутки», затем последовала следующая — «Карьера мота», которая была опубликована в 1735 году. В 1745 году был создан знаменитый сатирический цикл «Модный брак». Появился ещё ряд других серий и в середине 50-х годов XVIII века почти в любом английском книжном магазине или небольшой лавочке можно было купить гравюры Уильяма Хогарта.
В XIX веке в Эпинале налаживается фабричное производство историй в картинках. Так, на фабрике Пеллерена было издано 600 историй, состоящих из 16 квадратных картинок с подписями (классическая испанская «аллилуйя» насчитывала 48 картинок)[4].
В 1830—1846 годах швейцарец Родольф Тёпфер выпускает в Женеве серию альбомов о приключениях господина Жабо и господина Крепена.
Художник-романтик Валентен издавал альбомы картинок по сказкам Перро[4].
Одним из основоположников жанра комиксов считается немецкий поэт-сатирик и художник Генрих Христиан Вильгельм Буш (1832—1908) Его остроумные сатирические стихи в картинках популярны во всём мире. Российским читателям он известен, например, по стихотворению «Плих и Плюх» в переводе Даниила Хармса или «Макс и Мориц» (перевод Константина Льдова). Творчество Вильгельма Буша, его истории про Макса и Морица вдохновили одного из первых авторов американских комиксов Рудольфа Дёркса, а образы этих озорных мальчишек легли в основу комикса Дёркса «Каценджемеровские детки».
После 1870 года иллюстрированные еженедельники в Европе стали использовать одну из форм лубочных «картинок Эпиналя». Луи Люмьер заимствовал сюжет «Политого поливальщика» из таких альбомов с картинками[4].