Контемпорари-джазовая певица Нино Катамадзе, отказавшись выступать в России (вероятно, из-за строго спроса домашней общественности) невольно поддержала кремлевский аргумент о том, что претензии у протестующих грузин не к правительству и Путину, а русским вообще. Потому что певица Нино не на Дне же милиции пела, и не на съезде Единой России, и даже не на голубом государственном огоньке, а в местах и для людей, как раз имеющих ко всему этому самое слабое, а иногда сильное, но отрицательное отношение — на Усадьбах Джаз, на Пикниках «Афиши» и прочих неформальных клубах обеих столиц. Для их-то посетителей она и отказывается теперь петь, разрывая не старые империалистические связи, а самые что ни на есть новые равноправные. И сообщая таким образом, что оккупанты и есть посетители пикников «Афиши», Усадеб и клубов.
Это вопрос о коллективной ответственности, на который украинская домашняя общественность в несколько этапов ответила положительно. Сначала плохими были Путин и день милиции, но скоро вслед за ними плохими и виноватыми стали стали не только РБК и канал Культура, но и "Дождь", Эхо, "Медуза" и сам Кирилл Серебренников и Борис Борисыч Гребенщиков недостаточно хорош.
Оставим в стороне вопрос, что в случае с Нино это более удивительно, чем в случае с украинцами: ведь с 2008 года по части потерянных территорий в Грузии не изменилось совсем ничего, и за исключением некоторых мелочей и формальностей ничего не изменилось с 1992 года.
Претензия к русским посетителям Усадьбы-джаз и Пикника «Афиши», которые, я уверен, никак не связаны с войнами начала 90-х и даже с войной 2008 года может состоять только в том, что они не посыпают голову пеплом при мысли о том, что Абхазия сейчас не является частью Грузии. Но ведь они не посыпают себе голову пеплом и по поводу того, что Грузия не является частью России. Это стороны ровно одного мироощущения: они просто не склонны ни посыпать себе голову пеплом, ни по тому, ни по другому поводу. И ведь и правда странно было бы посыпать по тому, и не посыпать по другому. Уж если людям не сильно важно, что 20 лет назад территории потеряла их собственная страна, почему им должно быть непереносимо, что это случилось с соседней. Им вообще вполне окей, что кто-то когда-то теряет теряет территории. Я думаю русские слушатели Нино Катамадзе, например, не сильно бы расстроились из-за Южных Курил.
Поэтому случаю в комментариях под постом Катамадзе об отказе петь среди восторгов, проклятий и сожалений есть поучительная дискуссия. Один из русских слушателей задает простой вопрос: ну вы же не смогли разобраться с абхазами. Отвечать и уедать его приходят образованные грузинские девушки европейского вида, они не бранятся и не матерятся, они пишут: вы что в школе не учились, вы что не знаете, что Абхазия всегда была частью Грузии — в 13 веке, и в 15, и при царице Тамар, и у правителей Абхазии у всех грузинские имена, и постят в комментариях средневековые карты из современных грузинских учебников, и иронизируют: да, эти там похоже совсем свое образование растеряли.
Вынужден огорчить этих девушек, а заодно некоторых своих кавказских и балканских друзей, потому что знают, что прошлое и настоящее бывает сильно перемешано (как и у нас впрочем). Правильно учился в школе не тот, кто знает, как страна выглядела на карте 13-го или 15-го века (как правило нарисованной в 19-м). А тот кто знает, что это не имеет никакого значения. Имеет значение как дела обстояли последние 50-100 лет, что в это время происходило, и кем себя считают люди, которые там сейчас. Вот это простое школьное знание важнее средневековых карт, которым до бесконечности можно подтирать слезы и др.