Ну чтож, давайте попробуем разобраться в ситуации.
И так для начала сами дамбы. Артель все же работала на этом месторождении скорее всего законно (не говорим сейчас про технику безопасности и т.п.), т.е. они должны были выполнить следующие условия:
1. В установленном порядке получить от государства лицензию на данный участок недр (скорее всего по аукциону.
2. Нанять проектную организацию, что бы те им подготовили Технический проект разработки месторождения (в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 3 марта 2010 г. N 118 и Приказом Минприроды России от 25 июня 2010 г. № 218).
3. Согласовать данный проект в комиссии при Роснедрах, точнее в их филиале - Департаменте по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (т.к. золото россыпное и запасы скорее всего менее 10 тонн металла). Стоит отметить, что в состав такой комиссии входит и представитель Ростехнадзора в том числе, что бы оценить проектные решения на соответствие правилам безопасности.
4. Начать ведение горных работ и помимо всего прочего каждый год подавать в тот же самый Ростехнадзор План развития горных работ на следующий год.
Дак что же могло пойти не так?
Ну во-первых, работа россыпников в подавляющем числе случаев связана с использованием воды для промывки песков, а значит воду надо где-то взять, как правило её надо накопить, для чего и строятся дамбы и создаются пруды отстойники и накопители. При этом в Техническом проекте на разработку их конструкция должна быть разработана, но как правило она разрабатывается не на каждый отстойник отдельно, а в целом (ну что-то типо типовой конструкции). Обусловлено это тем, что россыпь вещь изменчивая и может петлять в плане, соответственно и точные размеры в плане и места сооружения таких дамб могут быть изменчивы.
Во-вторых по действующему законодательству такие дамбы являются Гидротехническими сооружениями 5 класса опасности (самого низкого) вместе с тем ещё и временными (служат они сезон, два) в связи с чем они не подлежат декларированию в Ростехнадзоре и внесению в Национальный Регистр гидротехнических сооружений, иными словами они мало кому интересны из надзорных органов, если уж там нет совсем чего-то из ряда вон выходящего.
Ну и в-третьих, вахтовый поселок у них видимо тоже был довольно мобильным (передвигался за ходом развития горных работ).
В любом из этих трех мест, что-то могло пойти не так, а скорее всего на каждом этапе были какие-то отклонения от норм, плюс не сработал старательский фарт (россыпники большие авантюристы) и в итоге имеем то, что имеем. Подошли к месту. где типовая конструкция дамбы не совсем подошла (другой рельеф, иная площадь водосбора и т.п.), горные работы развивались так, что дамбы надо было держать каскадом (т.е. использовать их как проточные осветлители, когда грязная вода при переливе через дамбу в следующий отстойник в этом оставляет часть взвеси), одну из дамб соорудили на авось (говорят, что у мастера не было профильного образования, хотя опыт то наверное все равно был, а он временами даже лучше), вахтовый поселок больше не куда было воткнуть (не хотели далеко ездить до участка работ)...в итоге где-то в Айове крылышками взмахнула бабочка, все детали сложились и получилось то, что получилось.
На самом деле, просто если бы поселок в другом месте поставили, то никто бы и не узнал об этом прорыве дамб (весьма не редкое явление на россыпях).
P.S. ну а про ртуть в воде...это конечно бред жуткий. В промышленных масштабах её не используют годов наверное с 50-ых, 60-ых, а на россыпях дак и подавно (реально проще промыть этот песок на шлюзах и отсадочных машинах и взять сколько получится, чем марочится с амальгамацией.
Так что делайте выводы сами, но не сильно опрометчиво.