Советская историческая наука, без сомнений, была одной из причин всплеска бандитизма в 90-е. Советские энциклопедии, учебники, приключенческие книги, и даже фильмы, активно формировали образ «благородного разбойника», который грабит богатых и отдает всё бедным.
Любого психа и отморозка, пропускали через фильтр теории классовой борьбы, и псих превращался в борца за народное счастье. Восстания Разина, Болотникова, Пугачева, в описании советских ученых, это красивые истории сражения хороших крестьян и казаков, против плохих крепостников и царя. «Трудовой народ поднялся на борьбу против феодального гнёта».
И никаких тебе крови, казней, посажений на кол, грабежей, лютого насилия. Точнее грабежи идут фоном, как некая форма справедливого народного суда кровопийцам. Почти нигде нет упоминания, что восстание Пугачева, по сути своей, гражданская война. Где казаки режут казаков, а заводчане – крестьян, русские башкир, башкиры русских, татары и башкиры друг друга.
Даже типичного джихадиста, этакого ИГИЛовца 19 века Абдурахмана Автобачи, лидера Кокандского восстания 1875 года, тогда ухитрились превратить в фигуру если не положительную, то спорную. «Основной движущей силой восстания были широкие народные массы, выступавшие как против ханского гнета, так и военной экспансии русского царизма».
В реальности Кокандское восстание началось с резни русских поселенцев и нападений на почтовые станции. Русским был объявлен, как писали в военных документах,«джехад». Первыми были убиты военный врач Петров и прапорщик 2-го линейного батальона Васильев. Они долго отстреливались на почтовой станции. Потом были схвачены бандитами и зарезаны. Шестилетняя дочь Петрова, которая ехала вместе с отцом, видела, как ему отрезали голову. Девочку увезли в Коканд, в гарем.
Лидер восстания Автобачи, незадолго до этого, приехал из Мекки. Там, ему подарили лоскут, якобы от «знамени Пророка». Ну а по приезду он начал священную войну. Русская разведка в те годы вообще полагала, что за восстанием стояла разведка Британской империи. Так или нет, но Кокандское восстание было лютым и кровавым, и давили его русские войска так же жестоко.
И всего этого в советских энциклопедиях и учебниках нет. Есть «антифеодальное движение». И прогрессивные, хотя и темные, массы.
Вот, собственно бандиты 90-х, выросли во многом из этих представлений, из школьных учебников. Где ограбление богатых выглядело справедливой и правильной исторической традицией. А кровь и смерть шли к этой справедливости легким гарниром, вместе с классовой борьбой.