Рубрика #мюсли
Одни из самых неприятных разговоров у меня всегда происходят с вонаби-стартаперами. Первое время я им еще пытался объяснить контринтуитивную логику, по которой работают рынки и социум — но теперь я максимум дропаю им 2-3 предложения, в чем они на данном этапе заблуждаются, и если они встают в позу — просто блокирую.
Тратить на них времени больше, чем 2-3 предложения, я не собираюсь, особенно, если им это не нужно — ну вот, похоже, хотят они наступить на грабли, на которые я им прямо указываю пальцем. У меня накипело, поэтому я тут опишу те самые 2-3 контринтуитивных предложения, которыми отвечаю всем вонаби. Если вы с ними не согласны, погуглите и постарайтесь найти доказательства моим словам. Я на доказательства время тратить сейчас не буду.
1. Вашу идею не украдут. Она никому не нужна. Ваша идея стоит не $1 000 000, а -$1 000 000. Единственное, что важно — это реализация. Говорить о своей идее нужно направо и налево, всем, до кого можно докричаться.
2. Вам необходим MVP. Без него у вас ничего не получится. Разработка MVP занимает две недели. Если вы не потратили две недели на разработку, то вы ничего не стоите. Если у вас не получилось за 2 недели запуститься, то это не MVP.
3. Если ваш продукт не локализован с самого начала на, как минимум, два языка, то в будущем вам будет чертовски сложно. Если перевод слишком дорого обходится — это не MVP.
4. 100 платящих пользователей лучше 30 000 бесплатных. Если у вас есть 100 платящих пользователей, берите кредит в банке, а не деньги инвесторов. Если у вас нет 100 платящих пользователей, то ваш продукт никому не нужен. Если ваш продукт никому не нужен, инвестиции это не исправят.
5. Учитесь пивотить. Пивот маркетинговый, финансовый, инвестиционный, бизнес-модельный, любой. Вы должны быть максимально гибкими, чтобы преуспеть.
6. Пишите меньше кода. В любом продукте полно говнокода, этого не избежать. Но можно выбрать хороший технологический стек, чтобы запуститься с минимумом кода, который потом нужно поддерживать. Берите
Мамкин Трейдер за эталон баланса говнокода с чистотой.
7. Инвестиции берутся под рост и развитие, а не под запуск. Сначала докажите, что из X денег можете сделать a * X денег, где a > 1.
8. Забудьте про свое эго. Ваш продукт априори никому не нужен. Вы не гений. Ваша эгоцентричность вас и погубит, в мире 7 милиардов людей, смотрите их глазами, а не своими. Мир не кружится вокруг вас.
9. Если вы не приносите пользу юзерам, вашим продуктом не будут пользоваться. Если вашим продуктом не пользуются, то либо вы недостаточно всем о нем рассказали, либо пользы нет. Если достаточно рассказали и все еще нет пользователей, то продукт мертворожденный — он не приносит пользу.
10. Даже полным говном люди будут пользоваться, если оно будет приносить пользу. Забудьте про перфекционизм. Вам нужно приносить пользу.
Вообще, на любой продукт нужно смотреть сквозь призму пользы. Есть польза — будем говорить. Нет пользы — не будем. Задолбали вонаби, что не знакомы еще с десятью пунктами выше. Господи, да в любой нормальной бизнес-книге эти десять пунктов освещаются. Но не у всяких киоссак, да — их книги направлены не на развитие читателей, а на увеличение продаж самих книг.