Silk Road, или как биткоин и даркнет помогли друг другу.
Итак, как всё начиналось.
2011 год, на форуме #bitcointalk появляется ненавязчивая запись о том, что "мол, чуваки, здарова, кто-нб ужё был на Silk Road? это ж Амазон, только с прущим стафом вместо шмотья и побрякушек"(вольный пересказ цитаты, но я думаю вы поняли). Эту запись опубликовал юзер под ником “altoid”, и это было одно из первых упоминаний этого проекта в сети, такая себе ни к чему не обязывающая реклама, ага.
Отцом "шёлкового пути" был незаурядного ума программист по имени Росс Ульбрехт, который как и многие из нас, тупо не хотел пахать на дядю, но имел амбиции, iq выше среднего и был готов к авантюрам на пути к своему месту под солнцем. Под личиной "свободного рынка" и идей криптоанархизма парень создал самый легендарный в истории даркнета маркетплэйс по продаже веществ и прочих интересностей. Ну и естественно с каждой транзакции он имел свой процент. А сами транзакции, собственно, проводились с помощью всем известного бетковена. К слову на первых порах Росс обрабатывал биткоин-транзакции вручную, он многое делал вручную, что показывает, с какой серьезностью парень относился к своему детищу.
Первым товаром на Silk Road были псилоцибиновые грибы, выращенные самим Ульбрехтом.
Спустя четыре месяца после запуска Silk Road уже предлагал 300 позиций. Еще через год на сайте предлагали свой товар 350 проверенных дилеров. Неплохой такой рост, согласны? С каждой сделки он брал комиссию в размере от 2 до 10% в зависимости от величины сделки, к августу 2011 сумма комиссионных была около 30к$.
Чтобы торговцы относились к сделкам ответственно и не продавали некачественный товар, на сайте действовал механизм обратной связи. Покупатель мог оценить посылку по шкале от 1 до 5. Отзывы позволяли исключить недобросовестных дилеров.
К началу 2012 Silk Road было единственным местом, где принимали биток. В самую зарю криптоэкономики биткоин обзавелся местом, где он нужен, где в нем нуждаются. Место, конечно, совсем не белое, но оно есть. Если отбросить морализаторство, честно говоря, есть в этом что-то от дикого запада, золотой лихорадки. Есть в этом сакральная память тех вещей, которые в прошлом придавали обыденной жизни огня, и вот эту память нёс в себе тандем «шёлкового пути» и биткоина. Для борьбы с волатильностью биткоина Росс внедрил механизм хеджирования. Он позволил пользователям и покупателям фиксировать цену будущей сделки и не переживать насчет «скачков» цены криптовалюты.
Сейчас сайт недоступен,а курс биткоина начинал падать. Противоположного эффекта помог добиться материал от Gawker. 1 июня 2011 года интернет-таблоид опубликовал основанную на рассказах посетителей сайта статью о Silk Road. После ее публикации к платформе присоединились 1000 новых пользователей, а цена биткоина на бирже MtGox поднялась до отметки выше $10.
Однако идиллия «биткоин-Tor-Silk Road» не могла продолжаться вечно. 5 июня 2011 развонялся на весь честной люд сенатор от штата Нью-Йорк, Чак Шумер, насучил силовикам о том, что, дескать, негоже, закройте шелковый путь, у нас тут торчки в антернетах дерьмо покупают. И ещё обозвал биткоин инструментом преступников и способом отмыва денег. Тем не менее, поднятый сенатором шум пошел только на пользу даркнет-площадке. После огласки у Silk Road появилось уже 10000 зарегистрированных пользователей. К середине 2013 года их число достигло миллиона. Осенью 2011 года агенты министерства внутренней безопасности в штате Мэриленд начали расследование по делу Silk Road. В дальнейшем операция получила название «Марко Поло» в честь путешественника, следовавшего по Шелковому пути в Китай.