Мнение оппозиционных белорусских аналитиков относительно последствий саммита Путин-Байден:
Сценарий А. Инерционный. Путин замкнется, самоизолируется и будет продолжать изображать войну с Западом для российского населения, но при этом не пойдет на дальнейшую радикальную эскалацию
Сценарий Б. Радикальный. Кремль в горизонте двух-трех лет в условиях непрерывной эскалации пойдет на какой-либо радикальный шаг. Например, на присоединение непризнанных «республик» или, допустим, на атаку на оптоволоконный кабели на дне Атлантики. Неважно, что конкретно это будет, но это потребует радикальной реакции Запада.
Сценарий В. Путин сам пойдет на деэскалацию, на корректировку той концепции «национальных интересов», которая вообще говоря уже пришла в полное противоречие с национальными интересами России.
Неважно, какой именно сценарий более реалистичен. Тем, кому важна судьба Центральной и Восточной Европы и всего европейского мира, надо быть готовыми к любому из них. С продуманной программой действий и с оценкой рисков дальнейшего развития ситуации.
Сейчас Кремль не в состоянии сдать назад, дать гарантии в намерении пойти по пути деэскалации, и впереди нас ждет период антизападной истерии, милитаризма в России и дальнейшего конфликта Кремля с Евросоюзом и отдельными странами.
Украинское руководство воспринимает происходящее, как победу своей дипломатии. Для стран Центральной Европы это коммюнике означает новый этап в укреплении «восточного фланга». Украина, Грузия, Молдова получат большую поддержку в области реформ.
Положение Беларуси гораздо драматичнее. Если бы Александр Лукашенко во время выборов или после передал бы власть преемнику, Беларусь сохраняла бы хорошую перспективу сохранять положение открытой двери между Кремлем и странами «восточного фланга». Сейчас это не так. Беларусы оказались заложниками желания Лукашенко сохранить власть любой ценой. Эта цена высока. Лукашенко променял свой золотой неразменный гульден суверенитета на медную копейку Путина.
Лукашенковская Беларусь теряет возможность маневра, сохранения нейтралитета и превращается в «западный фланг» Москвы.