Форум глав коалиционных партий утвердил закон "О смертной казни террористам". Это значит, что он будет подаваться к первому чтению как правительственная инициатива, а не инициатива только НДИ, что, конечно, увеличивает вероятностного принятия.
Есть два важных тезиса против такого закона:
1. Неизбежность правовой ошибки. Если взять за модельную американскую правовую систему, то данные независимых исследований говорят нам о том, что на момент 1987 года среди смертных приговоров, вынесенных в США, было 349 ошибочных, причём 23 из них было приведено в исполнение. Согласно данным других исследований, с 1978 по 2007 год в США был вынесен оправдательный приговор в отношении 126 лиц, ранее осуждённых к смертной казни; при рассмотрении 2/3 дел данной категории допускались существенные судебные ошибки, в 82% случаев, когда изначально осуждённому назначалась смертная казнь, при пересмотре дела суд выбирал более мягкую меру наказания.
2. Тезис о том, что смертная казнь останавливает террористов видится не совсем убедительным. Во-первых, потому что террорист, идущий на преступление (в отличие от обычного уголовника), как правило, готов к смерти на месте, даже скорее ждет именно ее. То есть смерть для многих террористов - цель, а значит, это не сможет остановить их в процессе принятия решения. Во-вторых, безотносительно террористов, гипотеза об уменьшении кол-ва преступлений из-за введения смертной казни опровергнута многочисленными исследованиями: « …было бы неверным принять гипотезу о том, что смертная казнь влияет на снижение числа убийств в существенно большей мере, чем угроза и применение менее сурового, на первый взгляд, наказания — пожизненного заключения» (цитата из исследования по заказу ООН 2002 г).
Как же быть?
- Укреплять систему коллективной ответственности за терроризм, наказывая не только семью (снос домов), но и весь клан, поселение (лишение разрешения на работу в Израиле и пр. плюшки). Традиционное общество должно научиться противостоять маргиналам внутри себя, это нужно всячески поощрять, покупать старейшин, религиозных лидеров на местах и пр.
- Лишение гражданства за терроризм (если террорист гражданин Израиля)
- Лишение возможности въезда в автономию после освобождения или после очередной «сделки»