Хотите съездить дикарём и посмотреть на цветную мозаику, чтобы без этого вот “территория музея закрывается в 5” и “за ограждения не заходить”? К сожалению, вообще легко.
Например,
Хирбет Самара, (с арабского "руины Самаритян"), поросший кустарником холм с неплохо сохранившимися развалинами богатой синагоги с цветной мозаикой. Все это невероятным образом уцелело под открытым небом с IV в. н.э. - оставшиеся от здания монолиты с высеченным орнаментом, видимо, были слишком велики, чтобы средневековая деревенщина растащила их на хозяйственные нужды. Что бывает с археологическими развалинами в регионе я расскажу как - нибудь в другой раз, это не для слабонервных.
Сами строители этой "неправильной" синагоги, ориентированной на священную для самаритян гору Гризим, вовсю использовали монолиты, валявшиеся после разгрома более раннего римского строения на том же месте. Это как кубики из другого конструктора - их легко различить даже не будучи знакомым с античным зодчеством. У римских монолитов слишком дорогая резьба, выбивающаяся из общего стиля или они иногда невпопад торчат посреди гладкой стены орнаментом вбок. Несмотря на особое рвение к утилизации, мозаику на пол самаритяне положили уже свою. За богатый цветной орнамент и невероятную резолюцию в 400 камушков-пикселей на кв. дециметр многие краеведы по праву считают её одной из красивейших, когда-либо найденных в Израиле - ну, или хотя бы в первой двадцатке, если учитывать тот факт, что в последние месяцы национальное археологическое ведомство публикует пачками отчёты о раскопках новых византийских церквей с узорчатыми полами в Верхней Галилее. Лично мне не по душе, когда исторические артефакты из одного места вывозятся в другое, но перенос основного мозаичного слоя Хирбет Самары в
музей "Доброго самаритянина" однозначно спас его от дальнейшей дефрагментации, полной разрухи и забвения.