Видим в сетях брожение умов относительно встречи Моше Гафни с Яиром Лапидом. А также относительно атак в харедимной прессе в сторону Бецалеля Смотрича. Читатели просят высказать наше мнение по поводу этого, что мы и делаем.
1. Атаки на Смотрича в харедимной прессе
Мы уже писали, что основная газета литваков-харедим
размещала довольно глупую карикатуру на Смотрича. И говорили, что сделано это с прицелом на 5 выборы. Добавим, что все атаки на Смотрича в харедимной прессе ("Ятед Неэман", "Амевасер") напоминают скорее не борьбу, а обозначение идеологических границ влияния на электорат. Даже сама эта карикатура —
калька с карикатуры на Арье Дери от 1992 года. Йони Герштейн — талантливый художник, но даже тут есть ощущение, что решил не стараться. Или попросили не стараться.
Реши харедимные функционеры реально бороться со Смотричем, на страницах газет были бы опубликованы не пропагандистские штампы, а совсем иная информация. Например, как и кем велась кампания "Религиозных сионистов" в харедимной среде. Пока же вся эта шумиха — просто инфоповоды к потенциальным выборам, а также передача "сообщений" в сторону совсем другого политика (см. п. 3).
2. Отношения Смотрича и харедим
При всем нашем позитивном отношении к Смотричу-политику, мы не видим с его стороны никаких конкретных действий по отношению к харедим. Ничего такого, что вышло бы за рамки предвыборных кампаний он пока не сделал. Найти себе поддержку в харедимных общинах, обеспечить мандаты — одно. Конкретные дела — совсем другое. Для первого достаточно указать на ошибки харедимных политиков, найти недовольных. Для второго — нужна глубокая работа в харедимной среде. Скажем прямо — глубокая работа ради харедимных общин Смотричу-политику не нужна. Это не основной его электорат, ломать стереотипы, помогать, искать понимания — долго, на это годы нужны, учитывая все идеологические пропасти.
Повторим: мы будем рады ошибаться в этой оценке, и налаживанию реальной, а не предвыборной работы. Но пока — даже в истории с нападениями арабов на харедим в "ТикТоке" Смотрич выбрал позицию "уличного" лидера. Но вот убрать ролики из соцсети просила Омер Янкелевич, и
добилась в этом результата.
3. Гафни и Лапид
Моше Гафни — политик, и прекрасно понимает причину сложившейся ситуации. Как и другие харедимные политики он предпочитает не говорить это вслух, но общая мысль его действий, слов и всего того, что пишут харедимные СМИ про Смотрича ясна, как день. Звучит она так:
Биби, когда в следующий раз ты решишь поставить на двух новых лошадей в забеге, убедись, что обе они бегут в нужном тебе направлении. Ну или ставь на старых и проверенных. Попытка сместить вектор политической поддержки "Ликуда" от харедим на Аббаса и Смотрича провалилась. "Ликуд", "Шас" и "Яадут а-Тора" по дороге в оппозицию.
Для харедим это означает, прежде всего, потерю политического влияния, как универсального медиатора в израильской право-консервативной политике. Договорившись с харедим, можно обеспечить стойкую коалицию. Но Биби сделал из харедим фактически часть "Ликуда". Поддержка Смотрича "Ликудом" оторвала мандат у "Яадут а-Тора". А теперь, потеряв независимость и свободу маневра, харедим потеряли и свое влияние.
Гафни это прекрасно понял, и теперь делает всё, чтобы вернуть потерянное, в том числе — доказать независимость от "Ликуда" (например, говоря, что не знает, будет ли голосовать с потенциальным блоком Бенет-Лапид).
Кроме того, политик в оппозиции — все еще политик. Эффективность его работы — это его влияние и конкретный результат для электората.
О влиянии Гафни говорит простой факт: несмотря на требования Либермана и провал "Ликуда" на голосовании в Кнессете, на момент написания текста Гафни — все еще глава финансовой комиссии. Убрать его помешал Ахмед Тиби.
О том, почему "Яадут а-Тора" не будут в коалиции с Лапидом, очень доходчиво высказался Лицман вчера в
разговоре с Керен Марциано. Кому лень смотреть 2 минуты — спойлер: такая коалиция не более реальна, чем Аббас со Смотричем.
Но для эффективной работы в оппозиции нужно уметь говорить с коалицией. Чем и занят Моше Гафни.