Например, биотех-компания Moderna из США еще 26 февраля объявила, что разработала вакцину mRNA-1273, которая готова к первым тестам. На разработку у них ушло всего около шести недель. 3 марта Управление по контролю за продуктами и лекарствами США завершило обзор вакцины и дало добро на переход к клиническим испытаниям. В их первой фазе примут участие 45 волонтеров. На них будет проверено, вырабатывает ли вакцина иммунный ответ против вируса. Испытания могут начаться в апреле и продлиться до конца года. Но для выхода вакцины на коммерческий рынок в случае доказательства ее эффективности потребуется еще столько же времени.
Тем не менее это впечатляющая скорость разработки. Для сравнения: вакцину против атипичной пневмонии начали тестировать на людях лишь спустя 20 месяцев после того, как вирус впервые зафиксировали.
Однако мир может столкнуться с тем фактом, что главным врагом в создании эффективной вакцины будет не время, а деньги. Фармкомпании интересуют большие рынки, которые способны годами генерировать огромные прибыли. А в случае с эпидемией нового вируса сложно предсказать экономический выхлоп от разработки вакцины. Деньги могут быть просто выброшены на ветер, когда эпидемия заглохнет сама по себе.
Почему же потенциальный кандидат для вакцины появился так быстро? Исследования фирмы Moderna частично профинансированы Коалицией за инновации в обеспечении готовности к эпидемиям (CEPI). Эта организация со штаб-квартирой в Норвегии является частно-государственной коалицией, которая ставит перед собой цель разработки вакцин в ранней стадии, без конкретных подробностей вероятной вирусной эпидемии. Это сокращает время на разработку в случае вспышки. CEPI финансируется фондом Билла и Мелинды Гейтс, Международным экономическим форумом и правительствами Германии, Норвегии, Японии и Индии. Так что не все в этом мире крутится исключительно вокруг прибыли фармацевтических гигантов.
@SomeRom