Прочитал тут текст про настроения верхушки РПЦ в ельцинские времена (
http://www.socialcompas.com/2014/04/07/duhovny-j-istochnik-chernosotennoj-tendentsii-v-rf/ ; краткая выжимка:
https://iwia.livejournal.com/1026484.html ) и имею сказать вот что.
Мы как-то спорили с одним товарищем за рюмкой чая о роли Сталина в возрождении РПЦ, какой мы знаем ее сейчас, и при знакомстве с фактами картина выходит следующей — даже с учетом того, что во время конфликта с Китаем националистам гетто несколько расширили (как и либералам, которые в самый расцвет брежневской поры написали хренову тучу легально напечатанных текстов, в которой за «критикой маоизма» легко угадывалась фига в кармане марксизму и социалистическому строительству вообще), тем не менее — еще по данным 1990-х видно, что РПЦ до самого конца Союза действовала в социальном и мировоззренческом гетто.
По социальному составу она не пересекалась с начальством и слабо пересекалась с верхами интеллигенции, а из рабочих и колхозников вербовала в основном выходцев из религиозных же семей.
По мировоззренческим вопросам — разрыв во взглядах с населением огромный, и если на этом вашем бездуховном Западе [не везде, но во многих странах, начиная с США] есть куча консервативного электората, действительно поддерживающего пролайф и т.д., то у нас — 93 % считающих «никогда не допустимым» аборты среди верхушки РПЦ и 10 % среди населения (и даже гомофобия среди населения заметно ниже).
И при этом, вся вот эта консервативная и оторванная от широкие общественных слоев среда политически, пока Союз был устойчив, была лояльна (ходила в церковь, а не на антисоветские митинги; поддерживала советское руководство в борьбе с РПЦЗ, украинскими сепаратистами и катакомбниками), и политическая плата за это была довольно небольшой (в отличие от десятков депутатов от ХДС ГДР — просто разрешение на легальную религиозную и согласованную до деталей внешнеполитическую деятельность при полном табу на внутриполитическую).
По-моему, довольно успешно, а то, что мы видим сейчас — плод распада социалистической системы в целом, а не влияния РПЦ per se.