И напомню золотые бессмертные строки:
О.Кашин
― опять же, звучит «комсомольцы». И действительно, вот это главное слово, которое хочется произнести, глядя на этих милых молодых людей, которые собирают подписи или встают в пикеты.
А.Навальный
― Они – комсомольцы?
О.Кашин
― Они комсомольцы.
А.Навальный
― Они – номенклатура?
О.Кашин
― Они «совок». Такие жизнерадостные люди, которые едут на БАМ, а потом, не знаю, в своем потрепанном триумфе собирают косточки и думают, — блин, ради чего я жизнь прожил? Не надо следовать, опять же, за тем горном, который зовет тебя куда-то вперед, за светлые идеалы. Если есть такой период застоя, сиди, переводи с санскрита какие-нибудь книги, больше будет пользы. Если слово «купаться» не подходит, другое слово. 93-й год действительно был, на самом деле, как я его воспринимаю, последним таким отчаянным актом российской демократии. Которая была подавлена Ельциным и его друзьями. И с тех пор мы существуем в системе, которая была создана тогда. И зачем эту систему улучшать, украшая собой такими модными оппозиционными красивыми людьми, украшая собой эту гнилую систему, в которой все равно голоса будет считать Чуров, бюджет будет принимать администрация президента, и решения будет принимать Путин. Зачем участвовать в этой политике, в которой в идеале на самом деле пускай будут только Игори Коробченки, или еще какие-то одиозные люди из «Твиттера». Чтобы было понятно, — человек занимается политикой, или даже, как у нас – как мы относимся к НТВ. НТВ эшник" он по определению плохой, потому что НТВ лжет, человек занимается в России политикой, человек делает вид, что он считает, что в России что-то зависит от выборов, значит, он заведомый подонок и негодяй.
Когда будет так, общество будет здоровее. В Польше в 80-м году, когда были забастовки, в 9 вечера, когда была их программа «Время», люди массово выходили на улицы гулять с собачками или просто под ручку, просто показывая, пассивно сопротивляясь. И в итоге их правота, мне кажется, более очевидна, чем если бы они участвовали в выборах, которые тогда там были возможны, там была многопартийность, но она была все равно под контролем Компартии. Наверное, надо так, внутри себя сопротивляться, а не в компании милых молодых людей-хипстеров у «куба».
Т.Фельгенгауэр
― И ваш вопрос Алексею?
О.Кашин
― Да мне тоже особенно нечего задать, потому что я примерно представляю его картину мира. Но все же, чем базово твои комсомольцы отличаются от тех комсомольцев, которые участвуют в деятельности каких-то более легальных структур типа буквально «Единой России». Тоже пример – есть всеобщая знакомая Жарищева, которая на «Уралвагонзаводе» работает дизайнер Маслов. У Маслова, у дизайнера обычного креативного класса выбор простой на самом деле — либо ты работаешь на «Уралвагонзаводе» и создаешь трамваи, самые красивые в мире трамваи, либо ты работаешь в «Фонде борьбы с коррупцией» и рисуешь картинку к постам Навального. Амбициозный дизайнер, объективно говоря, пойдет на «Уралвагонзавод» и, наверное, будет прав. Потому что самореализация свободного человека внутри себя она как раз возможна где угодно и как угодно. А участвовать в этом, отведенном для политике загончике, это унизительно на самом деле. И Албуров унижается в Магадане сейчас, и Яшин и, безусловно, Волков в Новосибирске тоже как бы, — ну, конечно, совершает такой «крестный путь», но абсолютно б бессмысленный и беспощадный.