Про Марию Бутину и иностранных агентов.
Канал RTVi попросил прокомментировать американский закон об иностранных агентах. Само собой, спросили про приговор Марии Бутиной (в итоге только комментарий про это и остался), и я думаю, что это интересный момент, чтобы написать здесь более подробно.
Марию Бутину осудили не как иностранного агента (foreign agent), а как агента иностранного государства (agent of foreign government). Понятия близкие, но не идентичные. В частности за нарушение закона об иностранных агентах ответственность предусмотрена самим законом об иностранных агентах, а вот действия агента иностранного государства - это федеральное уголовное преступление (правильнее сказать не сами действия, а неуведомление о них генерального прокурора).
Поэтому когда вы слышите, что вот Бутину как иностранного агента посадили в тюрьму в США, и поэтому российский закон об иностранных агентах не так плох, не слушайте. ФБР прямо называет Бутину "covert Russian agent"/"российский агент под прикрытием", и осудили ее как того, кто действовал по прямому указанию российского чиновника высокого уровня, который свои действия согласовывал, в том числе, с МИД страны.
ФБК, Мемориал, Трансперенси Интернешенел и куча других организаций (особенно правозащитных, экологических и по противодействию болезням) ничего подобного никогда не делали, поэтому сравнение кейса Бутиной с российскими иностранными агентами это как минимум некорректно.
И не могу не сказать пару слов про доказывание обвинения. Пока я читал аффидевит агента ФБР, который описывал переписку Бутиной и "российского официального лица" (прямо его не называют, но известно, что это Александр Торшин) в личных сообщениях в Твиттере (!!!) и электронной почте, рука много раз тянулась к лицу сделать вот так🤦♂️, потому что такая переписка - железобетонное доказательство действий Бутиной по указанию российского государства. Судите сами:
- Торшин просил Бутину короткие отчеты о посещаемых ею мероприятиях
- Бутина упомянула о том, что у нее есть дипломатический паспорт (по идее, это делает ее официальным лицом, но контекст этого признания странный и я не уверен, что агент ФБР правильно понял)
- Бутина и Торшин обсуждали процесс согласования действий Торшина в рамках этого проекта с МИД РФ
- заверения Бутиной американской стороне о том, что Торшин получил одобрение проекта со стороны Администрации Президента РФ (цитата Бутиной: "Все, что нам нужно, это "да" Путина, остальное легко")
- Бутина в переписке с американцами обсуждает, что Торшин предложил Путину принять участие в Молитвенном завтраке в 2017-м году, и "Президент Путин не сказал нет", после чего описывает ряд условий, при соблюдении которых возможно участие Путина в мероприятии
- цитата Бутиной: "Время покажет. Мы сделали нашу ставку. Я играю нашу игру"; "По вашей рекомендации я строю здесь основу, но мне очень нужно наставничество"
- Торшин и Бутина обсуждают, не принять ли Бутиной участие в американских выборах в качестве наблюдателя от России и решают, что лучше делать все инкогнито
- и, наконец, заключительные слова Бутиной после выборной ночи в 2016-м году, когда стало ясно, что выиграл Трамп: "Я иду спать. Здесь 3 утра. Готова к дальнейшим указаниям".