Рассказ журналистки Сильвии Фоти, чей дед оказался причастен к Холокосту.
В The Wall Street Journal Сильвия Фоти рассказывает, как в детстве гордилась своим дедом Йонасом Норейкой, литовским героем войны, который сражался с коммунистами. Его именем названы школа и несколько улиц. Сильвия рассказывает: «Когда моя мать умирала, она попросила меня написать рассказ о ее героическом отце, я с энтузиазмом согласилась. Но когда я начала собирать информацию, с ужасом обнаружила, что мой дед также был организатором Холокоста, причастным к убийству как минимум 8000 евреев. Когда мой рассказ был опубликован, русские пытались меня использовать, литовцы стали меня очернять, а евреи поддержали. 22 августа 1941 года мой дед написал распоряжение об отправке тысяч евреев в гетто в Жагаре, где они были убиты.
Российское телевидение, радио, газеты и даже пресс-секретарь посольства России в Вашингтоне стали упрашивать меня дать интервью. Они убеждали меня, что моя книга важна, так как она перечеркивает историю о героическом литовском партизане. Я отказывалась. Меньше всего литовцы хотят выслушивать от русских нотации о дурном обращении с невинными людьми.
Литовцы хотели, чтобы моя книга исчезла. Литва настолько яростно отрицает свою причастность к Холокосту, что некоторые мои знакомые и родственники назвали меня предательницей.
А евреи меня поддержали. Они не могут поверить, что литовка признала правду. Это неслыханно, чтобы внучка признала преступления своего деда.
Эта книга нанесла вред имиджу Литвы, но я считаю, что лучше всего смотреть истории прямо в глаза, дабы не повторять совершенные ошибки».