Первый раз за работу Псковского областного Собрания шестого созыва парламентский час продолжался два часа. Тему обсуждения «О финансово-экономическом состоянии и обеспеченности медицинскими кадрами государственных учреждений здравоохранения Псковской области в целях организации обеспечения граждан гарантированной бесплатной медицинской помощью» (простите за канцеляризмы) я предложил ещё в апреле, но очередь на обсуждение подошла только на минувшей сессии.
«Модернизация» здравоохранения началась в Псковской области в 2010-2011 году и её варварские результаты с трудом помещаются в официальные цифры. В государственных учреждениях здравоохранения Псковской области работает 1723 врача, не хватает (по расчетам в соответствии с методикой Министерства здравоохранения РФ) на 1 января 2019 года 1183 врача и 580 средних медицинских работников. Общая укомплектованность медицинских организаций основными работниками (физическими лицами) составляет 43,3 % от числа утвержденных штатных должностей.
Две трети районных больниц Псковской области фактически превращены в амбулатории. Появилась первая районная больница (в Красногородске), где нет ни одного врача вообще – только фельдшера и медсестры.
Вот они – реальные «достижения» страховой медицины – одноканального (без средств бюджета) финансирования здравоохранения и нормативно-подушевого подхода к расчёту финансирования медицины. Не прошло и десяти лет, как половина системы здравоохранения превращена в руины, на которых очень трудно что-то возродить.
Случайно ли это? Ошибка ли это? Нет, это плановая, хорошо рассчитанная и обеспеченная законом государственная политика. С её помощью десяткам миллионов людей абсолютно откровенно и цинично дают понять: вы живёте там, где не нужно жить, все эти малые и средние города, посёлки, деревни – обременение для государства, а живущие в них люди – обуза. Уедете в крупные города – и хорошо. Умрёте – не заплачем. Земля зарастает? Найдём покупателей, заработаем на продаже.
Как жить человеку в регионе, где медицина осталась по существу только в областной столице? Как защитить (возможно, и спасти) себя и родных, особенно детей? Как добираться до врачей? Как всё это сделать за деньги, которые составляют примерно половину от реальной потребности?
Парламентский час не спасёт псковское здравоохранение, конечно. Но это хотя бы возможность напомнить о реальности и о результатах работы «газонокосилки» в поле, где трава после скашивания не растёт.