Прочитал у
Маргариты Симоньян о проблеме единства в лечении коронавируса.
Важный вопрос, который, на самом деле, включает в себя два вопроса: есть ли единый порядок и всех ли лечат при ковиде одинаково.
Сразу отвечу на второй вопрос: нет не одинаково. Тактика лечения определяется лечащим врачом с учетом текущего состояния пациента, переносимости лекарств и еще целого ряда факторов. Среди которых, кстати, и совершенно справедливо критикуемые Маргаритой субъективные факторы – например, излишняя вера в антибиотики. Такая, к слову, случается во всех странах мира, не только у нас. Поэтому борьба с антибиотикорезистентностью является одной из главных мировых задач, которые обсуждаются на всех международных мероприятиях по линии ВОЗ, G20 и др. Но это заблуждение нельзя путать со случаями, когда антибиотики назначаются в комплексной терапии вирусных инфекций.
Иными словами, причина различий в лечении здесь – это не отсутствие унифицированных протоколов, а отсутствие унифицированных людей.
Особенно имея в виду, что все необходимые протоколы лечения утверждены и широко растиражированы (и этой уже ответ на первый вопрос, заданный Маргаритой).
Кстати, RT тоже внесла свой вклад в распространение знаний,
написав, что такие протоколы есть.
Более того, унифицированы не только протоколы лечения, но и порядок оказания медпомощи.
Временные порядки организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара утверждены приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н.
В соответствии с Приказом медицинским организациям рекомендуется назначать пациентам с новой коронавирусной инфекцией лечение в соответствии с Временными методическими рекомендациями «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции».
Временные методические рекомендации разработаны с привлечением экспертного сообщества и постоянно актуализируются. Документ содержит информацию по методам диагностики и критериям определения степени тяжести течения заболевания, а также схемы лекарственной терапии в зависимости от степени тяжести. Так, при легкой степени тяжести рекомендованы три схемы лечения на основе противовирусных препаратов, при среднетяжелом течении заболевания – 4 схемы лечения на основе комбинации противовирусных препаратов и препаратов упреждающей противовоспалительной терапии, при тяжелом течении – 7 схем лечения с включением противовирусных препаратов и препаратов для купирования цитокинового шторма.
Также Минздравом России созданы Федеральные дистанционные консультативные центры анестезиологии-реаниматологии для разных групп населения, позволяющие регионам оперативно получать телемедицинские консультации по вопросам оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
В настоящее время действует уже версия 8.1 от 01.10.2020 (еще один повод сказать «спасибо» RT от MZ за внимание к работе по унификации протоколов лечения).
Информация о новых версиях Временных методических рекомендаций публикуется на официальном сайте Минздрава России в сети Интернет:
https://minzdrav.gov.ru, доводится до руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмами и в ходе регулярных видеоселекторных совещаний.
Мне меньше всего хотелось бы, чтобы этот пост воспринимался, как попытка сказать, что все хорошо и отлично. Нет, есть еще немало проблем. Но нельзя отрицать того факта, что специалистами в очень короткий срок проведена большая работа – созданы единые документы по терапии ковида, по которым работает вся страна. Есть ли отступления от них? Конечно же есть. Какие и почему? Нужно разбираться в экспертном кругу в каждом конкретном случае отдельно.
Маргарите – спасибо за внимание к этой важной теме.