Буддизм уже две с половиной тысячи лет настаивает на том, что убеждение в объективном существовании неизменной сущности «я» — заблуждение.
Анатмавада — учение об отсутствии индивидуальной бессмертной души — вызывает на Западе целый спектр реакций от непонимания до возмущения. Очень часто ошибочно считают, что буддизм полностью отрицает существование мира и признает одну только пустоту — а от этого утверждения один шаг до абсурдизации всего учения, которое становится совершенно неприменимым в жизни. В это можно поверить только на краткий промежуток времени, когда у вас разыгралась психика!
На деле взгляд на «я» как на иллюзию — не нигилизм, а довольно трезвый подход к анализу природы ощущения «я» с далеко идущими практическими выводами. Нужно только верно его перевести на современный язык. Я попыталась сделать это в тексте
«Существует ли наше я: откуда взялась идея уничтожения эго и есть ли в ней научный смысл».
Для меня размышления об иллюзорности собственной личности — очень важная практика. Мне не понравилось, к чему ведёт вера в постоянство, реальное существование и важность своей личности — если коротко, это путь инерции, рефлекса и пассивного реагирования. В противовес мне нравится идея иллюзорности всего, что мы считаем собой: она полезна, так как открывает возможности вместо бездумных «поисков самого себя» — строить ту личность и соответственно жизнь, которая максимально полезна для реализации ваших принципов, ну то есть того, что вам кажется правильным. В общем, отказ от идеи «истинного я» — базовое условия для свободы выбора.
Однако есть проблема. Идея относиться к себе как к конструктору, а к желаниям и эмоциям — как к рефлексам, которые не отражают никакой внутренней нашей сути, потому что нет никакой внутренней сути, возмутит любого, наверное, человека. Для того, чтобы увидеть, как хорошая такая идея, надо дать ей шанс, понаблюдать за ней — и нет ничего лучше для этого, чем медитация и осознанность. Вот в новом тексте я в подробностях и рассказала, какую базу рассуждений можно подвести под практику работы над ощущением «я», как осознавать я-дискурс в повседневной жизни и что там происходит с мозгом.
p.s. Для тех, кто ещё не читал, в тексте
«Мозг в нирване» я уже разобрала, как правильно понимать буддийскую идею иллюзорности мира, не впадая в нигилистические заблуждения и пользуясь открытиями нейробиологии.
#медитация #мозг #осознанность #практики