Бывший журналист Дмитрий Соколов-Митрич
заинтересовался темой екатеринбургского храма: сел, подумал, разобрался, ознакомился с фактами и пришел к тем же самым мыслям, которые давно сформулировали в своих выступлениях защитники идеи строительства храма в Екатеринбурге. Но, может быть, и так, почему нет. В любом случае, это повод, чтобы поговорить об этих аргументах.
- Собор Святой Екатерины, главный храм города, стоял в самом центре Екатеринбурга и был взорван в 1930-м году;
Сам по себе этот факт мало о чем говорит. В России в советский период были уничтожены десятки тысяч (оценки разнятся) церквей и храмов. Это печально, но такова история нашей страны. Разрушенные и полуразрушенные храмы до сих пор стоят по всей России, включая и Свердловскую область. Даже в Верхотурье, «духовной столице Урала», есть заброшенные здания бывших церквей. Есть нехватка храмов на окраине города. Желание восстановить именно этот храм в Екатеринбурге объясняется, на мой взгляд, скорее амбициям РПЦ и спонсоров Екатеринбургской епархии. В непосредственной близости находятся три больших храма — Вознесенская церковь, Храм-на-Крови, Большой Златоуст.
- Против строительства храма возле Драмтеатра сегодня выступают лишь 21% жителей города (эту цифру приводит "Медуза");
Следует уточнить, что речь идет об опросе, который фонд «Социум» проводил по заказу неизвестных «частны лиц» — вероятно, лоббистов идеи строительства храма из «Фонда святой Екатерины». Полные результаты опроса не публиковались. Независимого опроса, результаты которого были бы целиком опубликованы, насколько известно, не проводилось. Общественное обсуждение проводилось в форме заочного интернет-голосования.
- На компромисс с громким меньшинством местные власти уже шли дважды. Первый раз - в 2010-м году, когда пытались восстановить собор в историческом месте, на Площади труда, тогда общественность встала на защиту фонтана. Второй раз - в 2016-м году, когда собор предложили построить на насыпном острове городского пруда, чтобы вообще никому не мешать. Сторонником "храма-на-воде" был даже Евгений Ройзман, но громкое меньшинство встало на защиту пруда. И вот теперь третья попытка привела к тому, что общественность воспылала любовью к скверу возле Драмтеатра;
Аргумент «вам что ни предлагают, вам все не нравится». Проблема в том, что каждый раз у горожан хотят забрать часть общественного пространства или привычной среды: площадь, городской пруд, сквер. При этом спонсоры строительства — УГМК и РМК строят коммерческие объекты — жилые и офисные здания на участках, не являющихся общественными территориями. Почему нельзя построить желанный храм на одном из этих участков? Например, почти ровно напротив того самого сквера, через пруд УГМК строит огромный ЖК «Макаровский квартал». Это бизнес-проект, на котором УГМК предпочла заработать, нежели строить там церковь.
- Среди нынешних активных сторонников строительства много достойных людей. Например, лидер группы "Чайф" Владимир Шахрин;
Да, Шахрин выступает за строительство храма. За что его критикуют многие горожане. Я был на акции протеста, куда приходил Шахрин. Горожане подходили к нему и говорили, что разочарованы, ведь «выросли на его музыке» и не ожидали этого от своего кумира. Тем не менее, Шахрин, конечно, имеет полное право так думать и выражать свою точку зрения, тем более что он делает это весьма корректно (в отличие от многих других сторонников строительства).
- Еще один рок-музыкант Вячеслав Бутусов, по образованию архитектор, уже публично заявил, что считает проект собора достойным;
Насколько я знаю, Вячеслав Бутусов много лет не живет в Екатеринбурге. Мне лично неизвестны его заслуги как архитектора.