Летом бывали в Калуге, жили в неплохом отеле с некрасивым, правда, видом.
В ресторане же отеля проходила свадьба. Ничего плохого о брачующихся и сопровождающих не скажу – мирные улыбчивые безвкусно одетые люди.
Когда я вышел курить перед сном, у дверей меня окликнули – «Эй!, Э!»
Я на такое никогда не реагирую, просто отвернулся, отошел, закурил.
По другую сторону от входа стояли двое – один сильно пьяный и немного бузящий, он-то и окликнул меня. Второй – тонкий, в хорошем пиджаке, очках, трезвый – он успокаивал друга.
Тонкий в очках подошел ко мне и сказал:
- Скажите, у вас не найдется сигареты для моего друга? Извините его. Типичный калужский менталитет.
Я был в Калуге до того в 1997 году. О, что это был за город! Очень похожий на любой русский город девяностых. По разбитым раскрошенным и залитым грязной водой улицам ездили пыльные бандитские БМВ в кузове Е34, в ларьках продавался джин Бифитер с перекошенной этикеткой, в целом, было очень темно, а люди спотыкались о бездомных собак.
У моей двоюродной бабки был погреб с запасами – ими она и кормилась. Мы покупали ей сигареты. Погреб относился к многоквартирному дому. Все соседи молились на эти погреба.
Сегодня в Калуге есть ресторанов тридцать совершенно московского уровня. С прекрасным дизайном, щепетильным обслуживанием, понятными ценами. Есть бесконечное количество легальных такси – и у них есть свое локальное приложение. Есть заводы, которые производят автомобили и бытовую технику. Они, конечно, все называются не по-русски. Но для людей, которые там работают, это не имеет никакого значения.
Охранник в торговом центре провел нас лично к часовой мастерской, где нам почистили механизм в часах, купленных здесь же в прекрасном антикварном салоне.
Таксисты разговаривают без злобы, по-простому, о жизни – да, все ничего, копейку имеем, политикой не интересуемся.
И все вежливы, но не подчеркнуто, а естественно.
И мне кажется, что законным носителем «типичного калужского менталитета» был не тот бузящий, а второй извиняющийся. Просто первый еще не успел, а реальность уже поменялась.