А помните, была такая пенсионная реформа? Чем закончились попытки сконвертировать миллионы подписей в интернете во что-то оффлайновое? Все верно — очередной итерацией сказки про курочку и яички.
Яичек в итоге не нашлось ни у КПРФ, так и не пришедших в себя после грудининского провала, ни у Навального, который ради попыток соорудить из пенсионеров баррикады забил на оседланную было свободу интернета. Бабье лето из последних сил давало возможности, но в минувшую субботу их окно можно считать окончательно закрытым.
Ну под тысячу собралось в Барнауле, Самаре и Астрахани, но остальные города, миллионники где? В Питере, в ясную солнечную погоду, протестовать вышло всего 300 человек. Куда слили протест? Известно куда, но, объективности ради, дело здесь не только в самом протесте, но и в стратегии поведения, выбранной властью.
Уничтожить оппозицию не получилось ни барабанами на площадях, ни заигрыванием с ней, ни с помощью админресурса или закручивания законодательных гаек. Не эта, так другая оппозиция будет всегда, потому что места в коридорах власти вечно на всех не хватает.
Поэтому в сентябре драматургия была выстроена в лучших шекспировских традициях, только вместо Бирнамского леса на Дунсинанский замок отправились отряды политтехнологов, размахивая выборами.
Отвлечение внимания сработало безукоризненно — какие уж тут пенсии, да что там — эпизодическая лихорадка курса доллара не вызвала привычных проклятий. Думаю, состоись тогда батл Золотова с Навальным, все бы продолжили завороженно следить за главной сценой, где на наших с вами глазах развернули эпическую драму со вторыми турами. В антракте все плакали, хоронили демократию и обмахивались веерами. И тут — внезапный приморский панчлайн, огорошивший даже завсегдатаев политических подмостков, разворот на 180 градусов, deus ex machina.
Реакция на происходящее варьировалась от оваций до освистывания, горячие головы успели напророчить Кириенко и медаль, и увольнение. Но результат у этой блестящей разводки пока один — мы живем в новой, хитро скроенной реальности, где политики наконец-то научились не быть деревянными солдатами, воюющими с ребенком из Канзаса. Футбольные фанаты и байкеры отправлены в резерв командования, а тысячи уличных дуболомов, нодовцы и метатели зелёнки и разносчики свиных рыл распущены по домам. Админка в кои-то веки формирует повестку, а не бросается, сломя голову, в атаку на чужие вызовы. Эмбриональный протест вчистую раскатан хитростью и политтехнологической смекалкой, сконструировавшей из заведомо провальных выборов в Хакасии многосерийную драму, изматывающую молодого коммуниста, который все никак не может откусить от яблока власти.
Даже слона можно спрятать посередине комнаты. Не удивлюсь, если этот фокус перекрывания пенсионной реформы и отжима медийной повестки попадет в отечественные политологические анналы. Операция «Блиц-прикрытие» удалась, разменом пары пешек сохранили многих из тех, кто готов был вот-вот слететь с доски. Заксобрания, горсоветы — все осталось за Кремлем. В 22 регионах сидят технократы, демонстрирующие бульдожью хватку и опыт танковых технократических тренингов.
Больше всех не повезло старой гвардии политтехнологов — те сначала жалобно пытались набиться на тепленькие места, но их доклады о влияния стратегического маркетинга на маркетинговую стратегию понимания не нашли. Теперь вот надувают щеки, как тот же Чадаев, и предрекают режиму скорую и мучительную гибель от технократов. Лучше бы попробовали, как те самые технократы, полежать под БТР или попрыгать со скалы - говорят, неплохо прочищает мозги.