🌐Специально для "Кремлевского безБашенника" (каждый понедельник) -
ВЛАДИСЛАВ ИНОЗЕМЦЕВ, доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества:
В один из первых весенних дней – в этом году уже в 88-й раз – отметил свой день рождения Михаил Горбачёв, первый и единственный Президент СССР. Событие это, как и любой день рождения, не было неожиданным – однако крайне нетипичной оказалась реакция на него. Многие годы мои посты и статьи по этому поводу встречались с одобрением лишь узким (и хорошо мне известным) кругом друзей и коллег – но в этом году впервые на моей памяти русскоязычный сегмент Facebook, блоги отечественных медиа и социальные сети наполнились текстами не всегда восторженными, но иногда ностальгическими, иногда аналитическими, но довольно редко - враждебными. Похоже, что земная ненависть имеет свойство проходить так же, как и земная слава – и блаженны те, кто дожил до такого момента. Однако за сменой настроений, на мой взгляд, стоит нечто большее, чем простое проявление человеческих симпатий к престарелому политику.
В последние годы основная линия противопоставления векторов недавней российской истории выстраивалась по линии «Ельцин-Путин», которые считались либо воплощением добра (свобода выборов и прессы, конкурентная экономика, сближение с Западом) и зла (установление авторитаризма, милитаризация, формирование корпоративного государства), или наоборот (тренд на распад России, олигархическая экономика, обнищание людей, и, как альтернатива этому - укрепление государства, рост благосостояния, наведение «порядка»). Между тем, единственные выборы, на которых правящая партия и её назначенцы терпели поражение, проходили вовсе не в России, где они всегда были срежиссированы, а в СССР в 1989, 1990 и 1991 гг. Тогда же были приняты законы о частной собственности, о свободе въезда и выезда, началось развитие негосударственного бизнеса, случилась самая масштабная во всемирной истории кампания по разоружению и разрядке международной напряженности, начался единственный в истории страны организованный поворот от империи к республике.
Граница между современностью и архаикой в истории России последнего времени разделяет не 1990-е и последующие годы, а конец 1980-х и дальнейшую историю страны. Именно после этого водораздела общество лишилось той властной элиты, которая была способна уйти так, как это принято в цивилизованном обществе, и обрела ту, которая сдаст свои позиции только так, как оставили их Чаушеску или Каддафи. И мне кажется, что значимая часть нашего населения всего через тридцать лет начала понимать, чтó именно она потеряла и в каком обществе оказалась.
Михаилу Сергеевичу не удалось – к сожалению – повторить судьбу замечательного интеллектуала и политика Карла Реннера, ставшего первым канцлером Австрийской республики после революции 1918 г., а затем вновь избранного на тот же пост после восстановления государства в апреле 1945 г. Однако это, скорее, не его проблема, а наша.
Россия, увы, уже давно прошла ту развилку, когда общество могло сделать выбор между государством, служащим человеку, и человеком, подчинённым власти. Этот исторический выбор когда-то снова придётся сделать, так как авторитарные режимы редко переживают своих наиболее харизматичных вождей. И тогда, возможно, воспоминания об эпохе Горбачёва помогут всем нам принять правильные решения. А пока стоит присоединиться к пожеланиям долгих лет Михаилу Сергеевичу – единственному настоящему Кремлёвскому безбашеннику…