Горбачёв и Ельцин – одна похоронная команда, которая погребла великое Красное государство. А народ был и остаётся не искушён, его ум бывает затуманенным, его опаивают зельями, подвергают внушениям, погружают в огромное море явлений, и тот теряется, ищет наугад важные для себя ценности, и не находит.
Все референдумы таковы. Ельцинский референдум 1993 года, который в народе называют "референдум да-да-нет-да", позволил Ельцину разгромить Верховный Совет, отменить советскую Конституцию, устроить чудовищную бойню в центре Москвы с танковыми ударами и пожарищами.
Если бы демократы, которые продвигали этот референдум, могли предугадать, чем завершится их деяние, они бы пришли в ужас. Тогда, в 1993 году, когда ельцинский указ 1400, служивший продолжением референдума, был осуществлён, тогда же в пожарище Дома Советов сгорело всё то, что раньше называлось либерализмом. Была насильно истреблена Конституция, был уничтожен самый представительный выборный орган – парламент.
Случившаяся после этой катастрофы тотальная приватизация народной собственности породила класс ненасытных олигархов, которые и по сей день пьют кровь из нашего народа. Эти аморальные олигархи коррумпировали весь государственный аппарат, положили начало той чудовищной коррупционной системе, которая сегодня губит нашу страну. Выборы 1996 года были первым примером чудовищной фальсификации, после которой фальсификация выборов стала нормой. Все извращения сегодняшней реальности, будь то в экономике, политике, культуре, истекают из того ельцинского референдума и трагического 1993 года.
Какие уроки мы можем извлечь из губительного референдума 1991 года? Он должен был обмануть народ и использовать волю народа для окончательного завершения перестройки, разрушения советского государства. Все референдумы, которые проводит власть, используются ею для достижения её властных целей. Развитие, которое народ так ожидает и которое всё ещё не наступило, это развитие не нуждается в референдуме.
Русская Мечта как идеология современного российского государства есть данность, которая позволяет существовать сегодняшнему государству, и она не нуждается в референдуме.
Сегодня, когда я слышу слово "референдум", я вижу страшное лиловое клеймо на лбу Горбачёва и хрипящий звериный рот Бориса Ельцина.
Александр Проханов, писатель