Украинскую не-сестру РЖД «Укрзализныцу» того и гляди накроет эпохой Ренессанса: новый глава компании Владимир Жмак
собирается превратить железнодорожную монополию в прибыльную, вывести на IPO и добиться рентабельности по EBITDA от 40% и выше. Структуре с кучей непрофильных активов, убытком в 12 млрд гривен и изношенным на 95% парком локомотивов поможет разве что Фея Крестная, но вдруг у Жмака как раз такая есть.
Ставку планируется сделать на дневные скоростные поезда, а рост цен на билеты, конечно, будет, но плавный и поэтапно. Вопрос из зала: откуда возьмутся деньги на скоростные поезда? И заодно на новые рельсы, ведь на Украине ремонта просит порядка 50% путей.
Сейчас «УЗ» платит 4,2 млрд гривен земельного налога. Такого нет ни в одной стране Европы, и было бы неплохо для начала добиться отмены сборов за землю под ж/д полотнами. К слову, на эти миллиарды можно купить порядка 30 новых локомотивов.
Также запланирована реформа тарифов на грузоперевозки. По мнению главы «УЗ», должен быть введен единый тариф тонна-километр, со скидками для больших объемов грузов. Очень все складно и ладно звучит. Однако если Жмак будет маниакально добиваться той самой заоблачной рентабельности по EBITDA, ему придется поднимать тарифы, которые и так всегда росли значительно выше уровня инфляции. А это может шарахнуть по аграриям и горно-металлургическому комплексу, которые являются основными «грузовыми» клиентами.
Еще среди амбициозных целей нового руководителя – максимальная диджитализация бизнес-процессов и наведение порядка в закупках. Вот это было бы красиво, а то недавно «Укрзализныця» вместо ремонта дизель-поезда
закупила два лимузина. И вот все у них так.