
Однако ситуация в Афганистане осложнена тем, что, по данным спецслужб, в Афганистане, в том числе в приграничных со странами Центральной Азии провинциях насчитываются десятки тысяч боевиков ИГИЛ. Ещё осенью 2015 года ООН сообщала, что они присутствуют в 25 из 34 афганских провинций. Но в ноябре 2019 года президент Афганистана Мохаммад Ашраф Гани объявил, что с ИГИЛ в Афганистане покончено.
С альтернативными заявлениями выступали и представители американского командования и разведки, отмечая, что численность боевиков «ИГ- Хорасан» (так именуется ИГИЛ) в Афганистане начитывает всего от 2 до 5 тысяч боевиков. Бывший сотрудник американской разведки Майкл Прегент утверждает, что вряд ли «ИГ-Хорасан» была способна организовать теракт в Кабуле и что, скорее всего, речь нужно вести о деятельности лидеров сети «Хаккани» - крупной фракции «Талибана», которая выступила под «чужим флагом».
Другие эксперты утверждают, что часть талибов переметнулась на сторону «ИГ- Хорасан», пополнив ряды этой радикальной группировки. В свою очередь турецкая разведка, проявляющая повышенный интерес к ситуации в Афганистане, допустила утечку информации, согласно которой США перебрасывали из Сирии и Ирака в Афганистан игиловцев с целью «организовать на данном этапе сдерживание в деятельности определённой части талибов, а потом обозначить в Афганистане новый фронт внутреннего противостояния по линии «Талибан» – ИГИЛ.
Катарское издание «Аль-Джазира» пошло дальше, утверждая, что «афганский филиал ИГИЛ известный как «Вилаят Хорасан», «является совместным продуктом ЦРУ США и афганской разведки». Он направлен одновременно против «Талибана» и желания части талибов идти на примирение с США и Западом.
Аналитики полагают, что Афганистан может превратиться в новый центр терроризма только в одном случае — если региональные и международные державы поддержат ИГИЛ людьми, оружием и деньгами, чтобы в дальнейшем использовать эту организацию для дестабилизации Афганистана.