По мотивам
похода на выставку Дали немного хочется сказать о его загадочных костылях.
Как известно, его дед покончил с собой. Обычная паранойя — подумал, что его хотят убить и не дался без бою — в итоге сам себя зарюхал. Ну, а семейное самоубийство во многих биографиях творческих людей — уже жирный процент успеха в искусстве. Вспомним Лермонтова, у которого тоже самоубился дед, Хемингуэя, у которого почти все родственники либо сошли с ума, либо покончили с собой. Так вот, Дали смерть деда очень впечатлила . А потом он еще нашел на чердаке его костыли. Так он начал их всюду рисовать.
Например, костыли эти можно увидеть на одной из самых известных картин «Мягкий Автопортрет». Эту работу можно считать отсылкой к Микеланджело, на его фреску «Страшный суд», где художник изобразил последний суд, совершаемый Богом над людьми. Там он отправляет в ад почти всех (а обычно пополам), кроме нескольких мучеников, которые метафорично держат в руках свои страсти.
Святой Варфоломей, например, держит в руках свою кожу, которую с него содрали армянские фанатики. И вот на «Мягком Портрете» Дали изображает своё лицо из этой кожи, которое подпирается именно дедовыми костылями. Лицу нужны подпорки. Картина эта в целом про историю со смертью. Единственное, что Дали считал своим — это тело. А тело требует поддержки.
Возле глаз и рта ползают муравьи. Муравьи на всех картинах означают отвращение. Дали в детстве увидел разлагающееся тело осла, в котором копошились муравьи и другие насекомые. С тех пор муравьи у Дали символ гниения и мерзости плоти. Потому, что любая плоть тленна.
Особые вопросы всегда вызывает кусочек бекона на переднем плане картины. Вроде к чему бы ему там быть? Так вот, бекон этот похож своей формой на язык. Бекон они с Галой каждый день ели на завтрак, когда жили в Штатах. То есть, с учетом отношений Дали к своему телу в частности и всем телам вообще, муравьев на картине, костылей и так далее, бекон можно прочитать как символ плоти, пожирающей саму себя. Дали (плоть) пожирал в нью-йоркском St.Regis плоть (бекон), как плоть пожирает саму себя, например, старением.