Size: a a a

Незаслуженный учитель России

2017 May 19
Незаслуженный учитель России
Очень неудачный урок. Наверное, худший за год.

Для начала выяснилось, что сегодня какая-то репетиция, и от урока пришлось отрезать 15 минут. Затем оказалось, что дети, чуя лето, в большинстве своем не принесли тетрадей - надеялись, что урока не будет вообще. На уроке (я рассказывал про становление христианства, распространение новой веры и Иосифа Флавия) беспрерывно болтали. Рассадив болтунов, я продолжил обсуждение (у меня есть в каждом классе где-то по 6-7 учеников, которые слушают меня в любых условиях и все записывают. Это довольно хороший результат.)
Один парень, не работавший весь год и имеющий ровно одну оценку, сегодня совсем слетел с резьбы. Мне показалось, я чем-то вызываю у него неприязнь, но списывал это на то, что я просто мешаю ему болтать и смотреть в телефон. А сегодня он стал открыто мне похамливать, причем не для школьного клоунства (я это понял бы, так как сам в школьные годы ради красного словца не жалел ничего), а именно ища конфликта. Не знаю, чем я его обидел. После урока поговорил с его классной руководительницей, она уверила меня, что на парня никто не жалуется. Я расстроился только больше - выходит, дело во мне. А говорить с ним поздновато - у нас остался один-два урока до конца года.

Но не все так плохо. Другой паренек, тоже болтун без оценок, сегодня принес мне несколько сочиненных им хокку. На уроке про Японию я объяснил, как они пишутся и обещал гарантированные пятерки за написанное стихотворение. Первой принесла девочка-отличница, в которой я не сомневался. А вот от парня я не ожидал. Сейчас буду читать.
источник
Незаслуженный учитель России
В качестве лекарства от грусти помогает курить у ворот в школу. Подходишь такой с утра, в стильной куртке, в кепочке стетсон, зонтик через запястье - и раскуриваешь дешевую яву, потому что табак для самокруток кончился.

Наконец-то я самый крутой парень в школе.
источник
Незаслуженный учитель России
Впрочем, однажды я сильно подавился дымом и чуть не поблевал в урну. Но вокруг детей было мало, а родители небось подумали: "Ах, опять учитель ищет пропитание."
источник
Незаслуженный учитель России
Сегодня обсуждали плюсы и минусы грядущей автоматизации.

Один парень скор на язык, но плох в аргументации. Что не мешает ему давить на собеседника и забалтывать его красиво звучащими фразами. Сегодня, например, он показал настоящий класс риторики с ток-шоу: "Марксизм освобождает - особенно от денег!".
А мы ведь даже не про марксизм говорили.
источник
2017 May 20
Незаслуженный учитель России
Из интересных наблюдений: дети недолюбливают поляков. Не то что недолюбливают - сильно не любят.

Я не знаю, с чем это связано, но поляк для них однозначно маркируется "плохой". Когда я рассказывал про славянские народы, я сказал: вот, дескать, два самых мощных славянских народа, которые воевали друг с другом за первенство - русские и поляки. Дети возмутились: какие же поляки мощные, слабый и вредный народ. При этом польскую культуру они более-менее себе представляют; довольно большое число моих учеников читало Сапковского и Сенкевича. Но, может, это просто аберрация моих классов?

А вот нет, я был на семинаре, смотрел как ведутся открытые уроки. 8-й (вроде) класс, урок литературы, тема - Тарас Бульба. Встает умилительная девочка в очках и платьеце, вся аудитория на нее отечески смотрит... и тут девочка начинает про врагов святой православной веры, ляхов, панов, латинщиков (не шучу, так и сказала). "Тарас защищал от них Русь" - железно чеканит эта маленькая девочка, поправляет очки, поддергивает платьеце и садится, победно оглядывая зрителей.

Я почти запел "Боже, Царя храни".
источник
2017 May 21
Незаслуженный учитель России
Читаю похвалы, которые расточают мне люди.
Вы, главное, не переоценивайте меня. Однажды, рассказывая про Илиаду, я решил блеснуть и гордо процитировал детям:

"Что я? Обломок старинных обид,
Дротик, упавший в траву.
Умер водитель народов - Атрид.
Я же, ничтожный, живу."

Дети посмотрели на меня с вежливым презрением. Хорошо, я удержался и не простер к ним руку при чтении - меня бы забросали жеваной бумагой.
источник
Незаслуженный учитель России
Я уже упоминал, что детям очень интересна религия?

После урока ко мне подошел ученик и стал задавать очень интересные вопросы. Например, от него я узнал, что Иисус Христос зарыл в каком-то колодце 12 реликвий христианской веры. Когда я усомнился и предложил ему просто почитать Библию, он сказал, что обязательно прочитает, но вот что я думаю про нынешних потомков Иисуса Христа? Я опять усомнился и спросил, где он это вычитал. "Да так," - отвечает он, - "Я вообще интересуюсь религией".

Надо следить за этим парнем, пока он не вызвал одного из Князей Воздуха. Начальство меня за такое не похвалит.
источник
2017 May 22
Незаслуженный учитель России
Нужно мнение юриста.

После такого начала подмывает написать "есть одна ученица и тут такое дело", но я сдержался. На самом деле мы сегодня просто вели дебаты "за" и "против" смертной казни, и команда "против" выдвинула блестящий казуистический аргумент.

Смотрите, по Конституции РФ государство не может лишить человека гражданства. Но человек перестает быть гражданином после смерти. Следовательно, если государство казнит человека, оно лишает его гражданства, что антиконституционно.

На этом месте я сильно завис, так как в юриспруденции понимаю очень мало. Но аргумент поразительный. Противная команда зашла с не менее великолепной казуистики "нарушение "смертной" статьи следует рассматривать как акт суицида", но засыпалась на аргументации.
источник
Незаслуженный учитель России
Обсудил с юристом, это неверный аргумент. Дети воспользовались моим недостатком образования. Лог общения с юристом я закинул в чат нашего кружка, ученики продолжают его оспаривать. Буду держать вас в курсе.

Кстати, таких удивительных аргументов они придумывают много. Например при обсуждении эвтаназии команда "против" заявила, что решения человека в состоянии аффекта не имеют юридической силы. Нуждающийся в эвтаназии человек страдает, следовательно, постоянно в состоянии аффекта. Следовательно, юридически он не может принять решение о своей смерти.
Юрист говорит, что и это не так, так как "аффект не может быть длящимся". Что, по-моему, не отменяет остроумия детской мысли.

Я простой учитель МХК, я не готов к общению с этими учениками.
источник
2017 May 23
Незаслуженный учитель России
Я все хотел похвалить МосДневник, отличную централизованную систему классных журналов, но с этим придется повременить, потому что эта зараза намертво зависла. Причем виснет она очень подло - например, любит дублировать отметки. Сегодня вот одна очень удачливая девушка получила за урок пять пятерок.

А оценки в полугодии мне надо выставлять сейчас.
источник
Незаслуженный учитель России
Выставляю годовые, у одного парня ноль оценок за все полугодие. Позвонил его классной, она его выцепила и прислала ко мне.

Начал с ним разговаривать, расспрашивать, какая тема ему наиболее запомнилась. Он мнется, руки сложил на груди, слабо улыбается - неловко ему говорить. Наконец выдавил из себя что понравилось про Японию. Я обрадовался, начал его расспрашивать, что из японской культуры потребляет он лично. Он сначала испугался, но потом все же начал рассказывать мне про аниме. Я похвалил, спросил, знает ли он название первого в истории аниме-сериала. Смущаясь, он признался что знает - Астро-бой Осаму Тедзуку (знатоки, я знаю, что термин "первый аниме-сериал" спорный, но надо же было похвалить человека). От аниме он сам перешел к манге. Я стал задавать наводящие вопросы - а вот есть манга, а из чего она получилась? Он вспомнил про японские гравюры, но не мог вспомнить термины "укиё" или "кайга". Но зато оживился, стал рассказывать, как ему нравится японский стиль. Сказал, что лучше китайского.

Отсюда перешли к Китаю. Парень про Китай что-то знал, даже сумел в общих чертах вспомнить про Божественного Лучника Ю. С пятого на десятое рассказал мне про Опиумные войны, русские войска в Маньчжурии и вспомнил один из Четырех романов. Но он уже оживлялся, поэтому самостоятельно решил перескочить на Инквизицию. Более-менее сносно рассказал, чем она занималась и кого ловила, достаточно складно рассказал про мифы об инквизиции.

И вот я его спрашиваю: "Я же вижу, что вы знаете - что же вы молчите на уроках?". А он отвечает, что очень стесняется. И я верю - видно, что стесняется. Он что-то знает, что-то запомнил из уроков, но не может это пересказать. Мнется, запинается, замолкает. И такая проблема у многих моих учеников. Одна девочка, например, очень внимательно меня слушает, даже пришла один раз на дебаты, но не смогла и слова выдавить. Очень грустно было смотреть, как она краснеет, отводит взгляд и молчит. Она хотела бы что-то сказать, хотела бы участвовать в умной беседе, но очень не уверена в себе. Я не знаю, как помочь таким детям. Я стараюсь их разговорить, говорю с ними мягко и без давления, с уважением говорю об их увлечениях. Видно, что они благодарны за уважение со стороны взрослого человека, но все равно молчат.

Как с этим бороться? Я знаю, что у этих ребят есть друзья, с которым они свободно болтают, шутят и рассказывают пошлые анекдоты. Но стоит им увидеть взрослого (а уж тем более учителя), как их просто запирает. Видимо, им просто не с кем было говорить - родители заняты или не очень слушают, учителя давят авторитетом.

Я не хочу читать вам пошлую проповедь на тему "цените своих детей", но все же советую вам с ними говорить. Они не дураки, они просто вам не доверяют.
источник
2017 May 24
Незаслуженный учитель России
На дебатах рассказал детям про славные традиции споров - например, как во время Гуситских войн в Чехии спорщиков выбрасывали в реку с расколотыми черепами. Или вот как Цицерону отрезали голову и проткнули язык заколкой.

Заодно вспомнил замечательную историю о спорах из "Рассказа паломника о своей жизни" Игнатия Лойолы. Лойола ехал в Рим к Папе, а по пути повстречался с мавром. Они повели ученую беседу, обсуждая, осталась ли Мария девой после рождения Христа. Игнатий говорил что да, мавр говорил что нет. Они распрощались, а дальше Лойола пишет, что подумал: не следует ли ему вернуться и ударить мавра кинжалом за оскорбление Святой Девы? Но мавр уже слишком далеко уехал, поэтому Игнатий отправился дальше.

Выслушав историю, дети посмеялись, а один задумался и сказал: "То есть 400 лет назад вся Европа была одним большим Кавказом?".

На школьном стенде в кабинете на трех кнопках висел отпечатанный на принтере листочек с рассказом об ужасах межнациональной розни.
источник
2017 May 25
Незаслуженный учитель России
Последняя неделя, людям нужны оценки.

Вот человек принес доклад про интересные вещи в японской культуре. Но, видимо, сам не прочел, чего нагуглил и принес мне. Судя по стилю и кретинической стыдливости ("акт любви", "физиологические жидкости") нашел он текст на сайте Космополитана, не иначе.
источник
Незаслуженный учитель России
источник
2017 May 26
Незаслуженный учитель России
Курю утреннюю сигарету, вспомнилось.

По донесениям учеников, я людям довольно быстро понравился, но первое время дети думали, как бы меня пробить. Самый очевидный способ был через лишний вес, но они, видимо, слишком хорошо были воспитаны. Через некоторое время они уже со мной свыклись и начали слушать, поэтому от идеи искать слабости отказались. Все, кроме какого-то парня (имя я не спрашивал, конечно), который предложил пожаловаться, что от меня по утрам пахнет табаком. Но другие дети его высмеяли и я без конфликтов учил до конца года.

А тому парню надо было, конечно, устроить темную.
источник
Незаслуженный учитель России
Все, учебный год кончился. Я свободен.

Ну то есть мне еще надо будет пойти на местные экзамены, где меня назначили на ответственный пост "наблюдающего вне аудитории". Требования драконовские: не спать, не пить с другими учителями и не курить на территории школы. Но я верю в свои силы, плюс они все равно не обыскивают.

Что же касается канала - как вы понимаете, одним летним днем он впадет в гибернацию. Случится это не так скоро, но рано или поздно случится. Не расстраивайтесь и не бойтесь, в следующем году я все равно вернусь в школу. Хотя бы ради мести.
источник
2017 May 27
Незаслуженный учитель России
Узнал, что недавно померла моя учительница по алгебре.

Учительница была ужасной. Самый худший типаж - пожилая женщина, ненавидящая детей. Любила, например, оскорбить родителей ученика - а что ей сделаешь? К ее чести, на экзамены натаскивала будь здоров; но не меня. Из школы я вышел с трояком по алгебре и осознанной ненавистью к пожилым женщинам. Не знаю уж, что ее такой сделало. Хочу надеяться, что дурной быт, внешние обстоятельства и законопаченный разум. Удивительное дело - они не была плохой женщиной; я видел, как она общается с внучками. Я думаю, они искренне горюет по ней, милой бабушке, всю жизнь работавшей в школе.

Царствие вам Небесное, А. Л,, сумасшедшая вы стерва. Вы научили меня как не быть отвратным учителем.
источник
2017 May 28
Незаслуженный учитель России
Помните, как погано нас учили английскому в школе?

По рассказам родителей и старших знакомых, в советской школе английский было выучить просто невозможно. Когда учился я, уже было лучше, но ничего потрясающего. Мне повезло, у меня была отличная учительница, учившая еще моего отца, но если бы я учил язык только на уроках, я бы владел им максимум со словарем. Моя учительница хорошо ставила произношение и грамматику, но сам язык, на котором она говорила, был просто устаревшим. Все эти полные формы предложений, всякий perambulator, ветхие учебники. Зато из английской школы Тамара Сановна подчерпнула и методы воспитания - например, однажды сломала мне об голову линейку. Я был не в обиде - женщина была пожилая и рука ее к тому времени была уже некрепка. Просто в моей школе были плохие линейки.

Так вот, английский я (как и все, думаю) учил ради кино и компьютерных игр. И до работы в школе я часто размышлял - ведь американская поп-культура проникла везде, как это повлияло на знание языка? Оказалось, очень повлияло. В моей параллели английский знают все. Вообще все - кто лучше, кто хуже, но незнающих просто нет. Причем более половины знает на уровне свободного чтения книг. Я и так подозревал, что дети ютуба не могут не знать язык - но подтверждение получил когда мы обсуждали всякие футуристические темы, включая "общество безусловного дохода". В качестве примера я привел книгу из серии Expanse, где Земля стала таким огромным ЕС, кормящим орды ненужных людей. Дети заинтересовались, а я говорю: "Я не знаю, есть ли она на русском."

И девочка делает такие удивленные глаза и спрашивает: "А зачем на русском?". В результате в наш чат по дебатам я теперь кидаю фантастику.
источник
Незаслуженный учитель России
Написал, что дети не смеялись надо мной из-за того что я толстый.

Оказывается, я ошибался. Ученик рассказал, что они между собой зовут меня Бигги, в честь безвременно почившего в перестрелке толстого реппера.

"Но мы уважительно", - добавил мальчик.
источник
2017 May 29
Незаслуженный учитель России
Полчаса назад я проснулся в ненависти к миру, школе и детям.

Открыв глаза, я с отвращением осмотрел потолок, кота и подготовленную одежду. К восьми мне надо было быть в школе неподалеку, где я должен был сесть в коридоре и следить за тем, как дети украдкой тащат шпаргалки в туалет.  Приняв холодный душ, я притащился в компьютеру. Посидел в прострации и решил проверить, точно ли я помню номер и адрес школы. Посмотрел - теперь я еще более погружен в ненависть.

Идти надо завтра, а не сегодня.
источник